Ледовые тренировки «Сибирских хасок» проходят в ЛДС «Родник» на улице Тюленина в Калининском районе города. 18 хрупких девушек приезжают сюда с разных точек Новосибирска каждую пятницу к шести часам утра. Другого варианта у них нет: этот лёд – самый дешёвый в городе. Ежемесячную аренду в две тысячи рублей спортсменки оплачивают сами.
Чтобы вовремя добраться до площадки, многим приходится вставать ещё до рассвета, но девушек это не останавливает. «Когда тебе что-то по-настоящему нравится, можно и к шести часам приезжать. А среди нас нет тех, кто основательно не любит хоккей», — говорит член команды Евгения Макарова.
С собой на тренировку девушки привозят огромные сумки с клюшками и хоккейным обмундированием. Форма полевого игрока весит примерно 7-8 килограммов, а вратарское снаряжение и того больше — около 16-ти.
Но представительницы
«Сибирских хасок» уверяют, что не замечают тяжести веса своих шлемов, щитков и
нагрудников. А нелегко — это привыкнуть передвигаться в столь объёмной одежде.
«В форме в дверь сложно входить,
адаптироваться к ней получается через пару тренировок», — уточняет капитан
команды Лиза Наумова.
Облачившись в обмундирование, девушки выходят на лёд. Режим у них по-настоящему спортивный — никто не опаздывает на тренировку ни на минуту. В течение часа они катаются по арене, отрабатывают основные приёмы игры в хоккей, объезжают искусственные препятствия, учатся попадать в ворота с разных расстояний.
Процессом руководит строгий тренер Павел Бутылкин.
Он ругает подопечных за любое нарушение дисциплины, иногда заставляет
отжиматься прямо на льду или выстраиваться в ряд по свистку. Никаких снисхождений
девочкам Павел не делает.
«Они сами это выбрали. Хоккей — такой вид спорта, который не терпит скидок и отлагательств. Они играют в команде, и если кто-то один начинает лениться, какой у всех будет результат?» — объясняет Бутылкин.
Сами спортсменки от игры не отлынивают и всегда с воодушевлением бросаются в бой, не боясь ни травм, ни физической боли. За внешность хоккеистки тоже не переживают — говорят, что их лицо всегда спасает маска. Ударов в незащищённые части тела избежать не всегда удаётся, но девушки стойко переносят и это.
«Женский хоккей отличается от мужского тем, что силовые приёмы запрещены, но куда же без них. И травмы — частое явление. У меня иногда колено выбивает, я посижу на скамейке пару минут, а потом снова еду играть», — рассказывает правый защитник команды «Сибирские хаски» Мария Манжгаладзе.
А её коллега Лиза Наумова однажды
проявила настоящий героизм, выйдя на лёд со сломанным шейным отростком (часть позвонка).
«Это на самом деле больно, шею не можешь
повернуть. Но, когда сражаешься с соперником, обо всём забываешь. Думаешь только
о том, что команда нуждается в тебе, и что победа важней всего. Больно или нет
— уже не важно, ты просто едешь и играешь», — вспоминает капитан.
Усилия девушек не проходят зря: в этом году новосибирская команда, которой 1 февраля исполнился год, заняла четвёртое место в женской хоккейной лиге (аналогична КХЛ в мужском хоккее). Останавливаться на таком результате они не мобираются. Ради новых побед «Сибирские хаски» упорно оттачивают своё мастерство на льду, за свой счёт покупая коньки и снаряжение.
Спонсора у команды нет, потому всё хоккейное снаряжение девушки приобретают себе сами. По их словам, новая игровая форма стоит больше 20 тысяч рублей, но истинным любительницам хоккея этого не жалко.
А еще требуется постоянно улучшать физическую форму в спортивном зале. В идеале хоккеистка должна тренироваться пять раз в неделю: два дня на льду и три в зале. Но график повседневной жизни, учёбы и работы не всегда позволяет это делать.
«Нас никто не заставляет приходить. Мы получаем удовольствие просто от того, что у нас есть команда. На уличные тренировки стараемся приходить пораньше, чтобы просто поговорить, попить кофе. Нам нравится сама атмосфера в коллективе», — уверяет игрок Мария Тваркунас.
Маша – единственная из «Хасок», кто столкнулся с жёстким протестом со стороны близких по поводу своего увлечения хоккеем. Девушке даже пришлось уйти из дома, прихватив с собой спортивное снаряжение, и какое-то время жить с сумкой на работе. Мама Маши до сих пор считает, что такой спорт небезопасен для девушки и отнимает слишком много времени.
После окончания тренировки девушки снимают форму, упаковывают её в огромную сумку и едут по своим делам. Самые молодые из «Сибирских хасок» идут в школу, те, кто постарше, в институт или на работу.
Вне льда, в своей реальной жизни, они становятся сами собой: капитан Лиза Наумова — монтажником военной-сборочной бригады, защитник Мария Манжгаладзе — рекламным менеджером, Наталья Зебницкая — слесарем-монтажником, Анастасия Мацина – продавцом одежды и студенткой-второкурсницей НГПУ.
Исключение здесь разве что вратарь Марина Исаева, для которой спорт давно стал не хобби, а профессией: она тренирует женскую команду, но не хоккейную, а футбольную. Кстати, в хоккей Марина играет не только в составе «Сибирских хасок», иногда её приглашают в свой состав и мужские сборные.
«Я играю в любительских мужских командах города. Женщин там немного, но туда не каждую возьмут!» — заявляет Марина.
Сейчас в «Сибирских хасках» тренируются женщины от 12 до 50 лет. Для двух самых старших участниц команды, Маргариты Миненко и Светланы Зыковой, хоккей стал настоящей судьбой. Маргарита большую часть жизни отдала футболу, получила звание мастера спорта. А потом решила, что пора осваивать новые горизонты и обменяла мяч на клюшку. Светлана Зыкова – сама мать хоккеиста: её 27-летний сын тоже играет в команде Павла Бутылкина.
Возраст участниц коллектива колеблется от 11 до 50 лет. Сейчас это дружная и слаженная команда, которая уверенно покоряет хоккейные вершины. Девушки говорят, что всегда рады новым игрокам и готовы принять в свой коллектив каждую сибирячку, которая любит хоккей. Прежний спортивный опыт значения не имеет. Например, игроки Надя Ерёменко и Наташа Лунёва пришли в «Сибирские хаски» всего неделю назад из совершенно другого вида спорта, фигурного катания. Девушки шутят, что прежде им не хватало эмоций.