Военная история показала, что наиболее мощным и гибким видом вооруженных сил является авиация. И претендовать на статус мировой державы могут только те страны, которые имеют современные военно-воздушные силы, оснащенные истребителями новейшего поколения.
Технологический рывок
Требования к истребителям пятого поколения, которые должны были прийти на смену F-15 Eagle и Су-27, были сформулированы в 1980-х в США и в Советском Союзе. Их суть была проста — это должен быть самолет, обеспечивающий максимальный технологический отрыв от соперников — идеальный боец за превосходство в воздухе.
В целом американская и советская концепции истребителя пятого поколения были схожи. Такой самолет, во-первых, должен быть многоцелевым: одинаково эффективно работать, как по воздушным, так и по наземным целям. Во-вторых, быть малозаметным за счет спецпокрытия, особых обводов корпуса и скрытого размещения вооружения во внутренних отсеках. В-третьих, обеспечивать крейсерскую сверхзвуковую скорость (обычные истребители могут летать быстрее звука только на «прожорливом» форсажном режиме).
Но в концепциях сохранялись и родовые черты американской и отечественной школ авиастроения. Наши конструкторы делали упор на сверхманевренности, американцы — на совершенной радиоэлектронной начинке.
Американский вызов
Из-за развала СССР США далеко обошли наших конструкторов в создании самолета пятого поколения. В 1986 году было объявлен конкурс. Его победителем стал совместный проект компаний Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics — самолет назвали F-22 Raptor (хищная птица). В 1991 году он совершил первый полет. В 2003 году после многочисленных доработок истребитель пошел в серию и начал поступать на вооружение ВВС США.
О реальных тактико-технических характеристиках Raptor известно немного — они держатся в строгом секрете. Эксперты утверждают, что создан F-22 был по принципу First look — first kill («первый обнаружил — первый уничтожил»). Принципиальные достоинства машины — малозаметность (Stealth-технологии) и мощное радиоэлектронное вооружение, которые позволяют найти противника и вступить с ним в бой, оставаясь невидимым, а значит и неуязвимым.
Главный недостаток Raptor — стоимость. Вся программа обошлась американскому налогоплательщику в 66 миллиардов долларов. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 миллиона долларов, а полная цена с учетом всех косвенных затрат — 350 миллионов. Поэтому вместо запланированных 384 F-22, Конгресс США позволил закупить для нужд ВВС только 188 таких машин.
Другим существенным недостатком F-22 Raptor является очень сложная и дорогая система обслуживания. В прессу просочилась также информация о невысокой надежности машины и не самых выдающихся летных качествах. С начала производства с Raptor произошли десятки инцидентов и аварий (потеряно пять самолетов), а также две катастрофы, унесшие жизни двух летчиков.
«Американский F-22 создавался, следуя идеологии дальнего ракетного боя. За счет своей малой заметности и дальнего радара, в совокупности с ракетами средней дальности он обеспечивает перехват воздушных целей на приемлемых дистанциях, и не требуя ввязывания в воздушный бой», — сказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Саид Аминов.
Российский ответ
После развала Советского Союза проект по созданию отечественного истребителя на долгое время был заморожен. Позднее конструкторские бюро в инициативном порядке разработали прототипы перспективных самолетов: КБ МиГ — «1.44», КБ Сухого — Су-47 «Беркут».
И только в 2002 году были начаты работы в рамках проекта «Перспективный комплекс фронтовой авиации» — ПАК ФА. В 2004 макет истребителя был показан президенту РФ. 29 января 2010 года летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан поднял первый летный экземпляр ПАК ФА в воздух. Машина получила обозначение Т-50.
Характеристики этого истребителя также в силу секретности известны лишь в общих чертах. Это тяжелая машина: размерности Су-27. Истребитель соответствует требованиям к пятому поколению по малозаметности. Самолет многофункционален, оснащен передовой электроникой и должен обладать крейсерским сверхзвуком.
Создан он в отличие от F-22 Raptor по несколько иной философии. «Возможности российского истребителя в сверхманевренности обеспечивают ему существенный выигрыш и преимущества. Мы будем быстрее совершать те или иные маневры, те или иные элементы воздушного боя», — пояснил Аминов.
По его мнению, ПАК ФА превосходит F-22 в габаритах, что позволяет размещать больше топлива: российский истребитель в полтора раза превосходит американский по дальности полета.
Российский истребитель, по открытым данным, превосходит американский и в средствах обнаружения противника. Помимо основного радиолокатора он имеет в крыльях радар L-диапазона, который может нивелировать малозаметность F-22. Кроме того, Т-50 оснащен специальной инфракрасной системой обнаружения, установка которой на Raptor только планируется.
«Мы способны на предельной дальности не просто обнаруживать цели, а брать их на сопровождение и открывать огонь, еще до того как F-22 со своей ракетой может нанести ответный удар», — подчеркнул Аминов.
Главный недостаток Т-50 по сравнению с F-22 в том, что Raptor боеготов и давно в строю — российская машина до сих пор проходит испытания. По данным СМИ, самая большая проблема у ПАК ФА с новыми двигателями, которые должны обеспечить ему крейсерский сверхзвук: пока он летает на промежуточных двигателях — АЛ-41. Перспективные двигатели под названием «Изделие 30» только доводятся до ума.
Тем не менее, планируется, что уже в 2017 году Т-50 начнет поступать на вооружение, правда, пока с промежуточными двигателями АЛ-41.
Китайский прорыв
Китай впервые продемонстрировал полет собственного истребителя пятого поколения Chengdu J-20 на 11-м Международном авиакосмическом салоне Airshow China 2016. Эксперты были поражены тем, что Народно-освободительная армия Китая решила принять его на вооружение уже в 2017 году.
По некоторым данным, китайский истребитель пятого поколения начал разрабатываться в 2002 году. Первая информация о нем просочилась в СМИ только в 2010 году. До сих пор она крайне противоречива. Судя по внешнему облику, J-20 соответствует требованиям пятого поколения. Однако специалисты нашли признаки определенного технологического отставания китайского самолета.
«Во-первых, немалый размер. Во-вторых, его ярко выраженное переднее горизонтальное оперение, которое является хорошим отражателем, что влияет на повышение общей заметности», — приводит «Газета.ру» слова главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, который усомнился в том, что J-20 может летать на сверхзвуковой скорости на безфорсажном режиме.
Дело в том, что, по словам эксперта Центра анализа, стратегий и технологий Сергея Денисенцева, новый китайский истребитель летает на российских двигателях АЛ-31, которые стоят на машинах семейства Су-27. «Причем они хуже, чем те, которые стоят на ПАК ФА. Не говоря уже о двигателях второго этапа для Т-50, которые должны быть сделаны до конца 2017 года», — отмечает Фролов.
Эксперт в области авиации Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik поделился версией — в основу J-20 был положен один из российских конкурентов Т-50, а именно опытная машина КБ МиГа «1.44». Так что китайские перспективные боевые самолеты до сих пор разрабатываются на базе достижений российских авиаконструкторов, поэтому серьезной конкуренции проекту ПАК ФА составить пока не могут.
«Китай всегда ставит производственные рекорды и показывает недюжинные возможности своих технологий. Тем более что, как мы понимаем, идет определенная помощь со стороны России», — отметил Дрозденко.