Мэрия Новосибирска в этом году объявила о революции в борьбе
с гололедом: вместо пескосоляной смеси решили использовать инновационные реагенты, в
том числе «Бионорд», от которого пытаются избавиться в другом сибирском
мегаполисе — Красноярске. Эксперты рассказали Sibnet.ru, в чем плюсы и минусы
новых материалов.
«Бионорд» — реагент для обработки дорог в гололед, разработанный Уральским заводом противогололедных материалов. Он состоит из смеси хлорида натрия, хлористого кальция, ингибитора коррозии и биофильной добавки. Используется во многих городах России для плавления льда на дорожном покрытии. Согласно технической документации, эффективен до минус 30 мороза.
Антигололёдная революция
Новосибирские власти второй год экспериментируют с
применением «Бионорда». В этом году решили совсем отказаться от песка с солью и посыпать дороги крупным отсевом и новым реагентом.
Для этого даже переоборудовали две машины, теперь они
смешивают жидкий и твердый «Бионорд», что обеспечивает более высокую эффективность по удалению льда.
Этой зимой реагент будут использовать в Центральном, Железнодорожном, Советском районе и отчасти в Заельцовском.
«Экономический эффект одинаковый от пескосоляной смеси и "Бионорда". Выигрыш в экологической составляющей. Не будет оставаться песок, не будет пыли весной», — сказал мэр города Анатолий Локоть журналистам. При этом добавил, что тротуары новым веществом пока обрабатываться не будут, так как неизвестно его влияние на обувь.
Таким образом вместо понятного и простого песка, который нужно было закупать
более высокого качества, власти перешли на малоизученный реагент и неэффективный
отсев, заявил ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов.
«"Бионорд" при температурах ниже 15 градусов мороза перестает
работать. Соль перестает работать при морозе 20-25 градусов. После 25 градусов против
гололеда не работает ничего», — сказал собеседник.
«Возьмем Екатеринбург, там близкие к нам климатические условия, там уже работа ведется этим реагентом, вещество доказало свою эффективность», — парировал градоначальник.
Но, по словам Носова, хуже «Бионорда» только его сочетание с
крупной гранитной крошкой, диаметром не менее 4 миллиметров. В мороз, когда реагент
не работает, отсев оказывается не равномерно распределён по полотну, а раскидан
по обочинам, отчего малоэффективен. А весной существующая техника не может его
убрать с обочин, и он лежит до осени.
«Отсев неплохо работает в Финляндии. Специальные машины на снежный
наст на дороге насыпают горячую гранитную крошку. Она плавит накат, и становится
с ним единым целым — шангрень. Когда надо удалить весной, сдирают наст, и
выгружают в прибрежную зону», — сказал общественник.
При этом высказал главное опасение: отсев, как и песок, обладает пыльностью,
только в отличие от песка он при смешивании с водой превращается практически в
цемент, а значит ливневую канализацию будет еще труднее отчищать, чем от песка.
Почему красноярцы против?
Если Новосибирск только начал испытывать новые реагенты, то
Красноярск уже пытается от них избавиться. В этом городе «Бионорд» начали применять в
тестовом режиме в 2017 году. Жители недовольны: они считают, что вещество
делает улицы грязными, портит обувь, покрытие машин и опасно для здоровья. Против нового реагента даже создана общественная петиция.
Депутаты Заксобрания Красноярского края тоже задались
вопросы — зачем мэрия города тратит деньги на опасные химикаты. «Из-за нее весь
город в грязи, гибнут зеленые насаждения, портится обувь», — заявил депутат
Александр Глисков», и предложил министру финансов края не выделять мэрии
Красноярска деньги на такую борьбу со льдом.
Мэр Красноярска Сергей Ерёмин в ответ на жалобы заявил, что среди
основных аргументов применения «Бионорда»: безопасность дорожного движения,
чистота дорог, а следом и экологический эффект.
«Работая по старым технологиям, в год мы вывозили на улицы
города 60 тысяч тонн инертных противогололёдных материалов — 10 грузовых
железнодорожных составов песка, щебня и соли. Затем всё лето мужественно
убирали оставшуюся грязь… Отсюда и пыль, которой мы с вами дышим. И ещё один
момент — работа наших ливнёвок, которые просто забивались этим песком», — сказал глава города.
Чтобы доказать жителям, что «Бионорд» эффективнее песка, он
решил организовать эксперимент: на четырех участках в городе вернуться к старым
технологиям и сравнить результат. Когда мэрия отчитается о результат
эксперимента, Еремин не сказал.
Но основная причина жалоб горожан на «Бионорд» не его слабая эффективность, а несоблюдение технологического режима при работе, прокомментировал председатель координационного совета общественного движения «Народный
контроль в ЖКХ» Роман Казаков. При этом он согласился, что сам реагент экологически лучше песка, который
превращается летом в пыль и забивает ливневки.
«Он не предполагает постоянного нахождения на дорожном
покрытии. Нанесли, наледь растаяла, это убрали, получилась чистая дорога. Но не
всегда дорожная служба может вовремя убрать, и образуется наледь под растаявшей
частью снега, получается довольно скользко. Из-за этого основное негодование», — сказал
эксперт.
На неубранный растаявший лед ложится копоть и грязь, отчего
и улицы выглядят грязными, добавил Казаков. Он уверен, что, если правильно
использовать инновацию, она будет эффективна. Получится ли у властей двух
сибирских мегаполисов доэкспериментироваться до идеального результат, покажет
эта зима.