Российская промышленность представила на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2017) в подмосковном Жуковском долгожданные новинки, некоторые из них показали широкой публике впервые.
МАКС — это одновременно и грандиозное шоу, и выставка достижений российского авиапрома, на которой заключаются миллиардные сделки. В этом году участие в авиасалоне принимают более 650 компаний из России и из-за рубежа. «Самое ценное на МАКС-2017 — наблюдать динамику, как мы движемся в создании новых образцов авиатехники, здесь у нас новинки появляются и в гражданском сегменте, и в военном», — цитирует ТАСС слова руководителя портала Avia.ru Романа Гусарова.
«Невидимки» — бой на виражах
Для простых посетителей авиасалон, прежде всего, — невероятное зрелище.
На МАКС-2017 два истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) впервые показали
элементы маневренного воздушного боя. На глазах у зрителей один самолетов
атаковал, второй уклонялся от атаки. Машины продемонстрировали, что такое
сверхманевренность.
Истребители под управлением летчика-испытателя первого
класса Сергея Чернышева и заслуженного летчика-испытателя, Героя России Сергея
Богдана в круговерти воздушного боя практически на месте разворачивались, резко
меняли скорость и направление полета.
«Известно, что в западной философии маневренный бой — это какой-то анахронизм и сегодня самолеты сражаются на дистанции десятка километров благодаря своим ракетам и радарам. А между тем наши авиаконструкторы полагают, что не стоит отбрасывать и отказываться от таких вещей, как сверхманевренность, маневры по отклонению от ракет с фигурами высшего пилотажа», — отметил Гусаров.
Поколение 4++
Корпорация «МиГ» впервые публично представила свой новейший истребитель МиГ-35, который должен прийти на смену легендарному прославленному, но уже устаревшему советскому Миг-29. Новый самолет разрабатывается с начала 2000 годов. На нем применено множество технологических новинок: современная авионика, радар «Жук-А» с фазированной антенной решеткой, комплекс средств, снижающих заметность.
Российская авиация, которая сейчас в основном состоит из
дорогих и сложных тяжелых истребителей (Су-27, Су-30, Су-35 и в перспективе
Т-50), нуждается в Миг-35. Этот самолет в Военно-космических силах должен
занять нишу легкого истребителя.
На МиГ-35 установлены новые двигатели РД-33МК производства компании «Климов». Максимальная скорость — 2560 км/ч (на высоте) и 1450 км/ч (у земли). Практический потолок: 17 500 метров. По словам генерального, директора АО «РСК «МиГ» Ильи Тарасенко, первые МиГ-35 могут поступить на вооружение либо в конце 2018-го, либо в течение 2019 года.
«Арктический терминатор»
Свои новинки на МАКС-2017 представил холдинг «Вертолеты России». Компания показала машину для работы в северных регионах страны при температурах до минус 60 градусов — Ми-8АМТШ-ВА. Эксперты назвали его «Арктическим терминатором».
Вертолет оснащен системой подогрева агрегатов трансмиссии, благодаря которой при отрицательных температурах можно запустить двигатели вертолета на открытом воздухе. Он имеет специальную арктическую теплоизоляцию и мощную систему обогрева. Машина оборудована даже устройством для разогрева воды и пищи.
Для полетов в условиях местности без ориентиров или полярной ночи он оснащен цифровым автопилотом и инерциальной системой навигации, для работы которой не нужны спутниковые сигналы. Дальность полета — более 1400 км (при установке дополнительных баков). Продолжительность полета — более семи часов.
Первый тяжелый российский БЛА
Группа «Кронштадт», входящая в АФК «Систему», разработала первый российский тяжелый беспилотный летательный аппарат «Орион-Э». В этом важнейшем направлении Россия серьезно отстает от ведущих военных держав, где подобные беспилотники давно приняты на вооружении.
Комплекс «Орион-Э» предназначен для ведения воздушной
разведки местности, корректировки огня и оценки результатов ударов и в целом
«информационного обеспечения подразделений вооруженных сил» практически в
реальном времени, передает РБК со ссылкой на экспертов. Рассматривается возможность
создания более тяжелого ударного варианта беспилотника.
Беспилотник «Орион-Э» класса MALE (большой грузоподъемности и дальности полета) pic.twitter.com/CD2plG3sEi
— Гeб (@glvor) 20 июля 2017 г.
Комплекс состоит летательных аппаратов, системы автоматического взлета и посадки, наземного пункта управления и обработки, аэродромное технологическое оборудование. Масса полезной нагрузки беспилотника — 200 килограмм, радиус применения — 250 километров, высота полета — 7500 метров, продолжительность полета — 24 часа.
«Птичка ВВС»
Як-152 —новый российский учебно-тренировочный самолет. Он
был разработан пот заказу военных в ОКБ имени Яковлева под шифром «Птичка-ВВС».
Первый полет машина совершила в сентябре 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного
завода корпорации «Иркут», где и будет развернуто ее серийное производство. Минобороны
планирует закупить 150 таких самолетов.
Это двухместный моноплан с крылом и убирающимся шасси. Впервые столь легкая машина оснащена системой катапультирования летчиков. Колеса низкого давления и небольшая длина разбега позволяет использовать его, в том числе с грунтовых полос. В двухместной кабине пилоты располагаются «тандемом»: в передней — сидит курсант, в задней — инструктор.
Як-152 станет самолетом первоначальной летной подготовки для школ в системе ДОСААФ и первых курсов военных летных училищ. Затем курсанты будут пересаживаться на реактивный учебно-боевой Як-130.
Лайнер из Иркутска
Флагманом МАКС-2017 стал новый среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, который совершил свой первый полет 28 мая этого года на том же Иркутском авиационном заводе. На выставке, правда, представлен только макет самолета.
Это второй большой гражданский самолет отечественной
разработки. До этого единственным полностью новым российским авиалайнером,
созданным после распада СССР, был региональный пассажирский самолет — Sukhoi
Superjet 100.
МС-21 — попытка российского авиапрома выйти на самый большой рынок узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров, где сейчас господствуют европейский Airbus, американский Boeing, канадский Bombardier и бразильский Embraer. Минувшей весной свой первый полет совершил его китайский одноклассник — С919.
«Кукурузник XXI века» из Новосибирска
Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА)представил цельнокомпозитный турбовинтовой ТВС-2ДТС — инкорнацию легендарного и незаменимого «кукурузника» Ан-2. На прошлой неделе самолет совершил самостоятельный беспосадочный перелет в Москву за 11 часов.
Первый полет ТВС-2ДТС совершил в Новосибирске в июле 2017 года. Этот самолет универсален, может использоваться для перевозки пассажиров, грузов и в сельскохозяйственных целях. Он оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 л.с. производства США.
Новая модель превосходит «кукурузник» по ряду параметров: более жесткое крыло с дополнительными топливными баками, способность развивать скорость до 300 километров в час. Самолет сможет взять 2,5 тонны груза. В пассажирском варианте рассчитан на 11 человек.
Разработка новосибирских конструкторов вызвала большой интерес на МАКС-2017. Представители Улан-Удэнского авиазавода сообщили о планах поставить на поток производство ТВС-2ДТС. «Самолет рассматривают как замену вертолетам Ми-8, которые в скором времени будут выходить из эксплуатации», — рассказал Sibnet.ru инженер СибНИА Сергей Иванцов. По его словам, самолет уже осмотрел и высоко оценил вице-премьер Дмитрий Рогозин.