НАВЕРХ

Зачем банки собирают биометрические данные?

Банки по инициативе Центробанка и Минкомсвязи начали сбор биометрических данных клиентов. Однако многие относятся к нововведению с недоверием и не понимают, зачем вообще это нужно. Корреспонденты Sibnet.ru протестировали на себе, насколько сложна процедура сдачи биометрических данных, и выяснили — как именно биометрия защитит финансы россиян.

По утверждению разработчика — ПАО «Ростелеком» — биометрия позволит в дальнейшем пользоваться всеми финансовыми услугами в любой точке мира с помощью смартфона, без предъявления паспорта. Кроме того, система максимально обезопасит банки и самих клиентов от мошенников. Простой пример: взять кредит по украденному паспорту или подделать документ можно легко. А подделать уникальные черты лица и тембр голоса одновременно — практически невозможно. 

Сдать биометрию за 15 минут

Сдача биометрических данных занимает около 15 минут и совсем не похожа на кадры из голливудских триллеров: никакого снятия отпечатков пальцев и сканирование сетчатки под мрачным взглядом вооруженных охранников.

В кабинете менеджер просит предъявить паспорт и СНИЛС, а также спрашивает согласие клиента на сбор биометрических данных. Получая утвердительный ответ, предлагает подписать договор. После того, как договор подписан, его сканируют и «оцифровывают». Один экземпляр остается у клиента, второй у банка.

После этого сотрудник банка просит прочесть цифры в микрофон. Первая звуковая дорожка записывает, как клиент произносит цифры от ноля до девяти, вторая в обратном порядке. В третий раз предлагают прочесть набор цифр, расположенный в произвольном порядке.

Читать просят спокойно и не торопясь. Голосовая идентификация проходит быстро, и проблем не вызывает. Следующий этап — фотография. Как выяснилось, программа распознающая лицо клиента, «дама» капризная. Она делит лицо на четыре равных сектора. На каждый из них должно попадать достаточно света.

«Сядьте прямо, немного наклоните голову левее, теперь вниз, смотрите прямо в камеру, не улыбайтесь, расслабьте лицо», — направляет менеджер.

После тщательного исполнения всех строгих требований, камера благосклонно принимает изображение.

«Теперь ваши биометрические данным будут переданы в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). В течение суток в ваш личный кабинет на сайте госуслуг поступит сообщение, что ваши биометрические данные поступили в систему и они активны», — сообщили в завершении процедуры в Росбанке.

Директор по работе с корпоративным и государственным сегментами регионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Вячеслав Куц объяснил, почему разработчики единой биометрической системы решили остановить свой выбор именно на голосе и фотографии.

«Биометрия — это пять главных параметров: отпечатки пальца, сетчатка глаза, голос, лицо человека и вены на ладони. Голос и лицо выбрали, потому что они со 100% вероятностью дают возможность идентифицировать гражданина, во-вторых, систему мы разрабатывали с учётом того, что человек сможет пройти идентификацию в банке со всех устройств. Пока не все телефоны, например, включают в себя функцию распознавания отпечатка пальца, либо сетчатки глаза», — сказал представитель разработчика.

Как работает единая биометрическая система

По словам Куца, система создавалась в первую очередь для удобства клиентов. Биометрия позволит в дальнейшем заменить посещение банка интернет-доступом. Не нужно будет предъявлять паспорт сотруднику кредитного учреждения, достаточно будет просто записать видео на камеру.

«Биометрия, в отличие от других методов удаленной идентификации, является уникальным ключом, который нельзя потерять и крайне сложно подделать. Кроме того, персональные данные клиента банка и его биометрические данные хранятся отдельно. Никто не может совместить эти данные и произвести мошеннические действия», — объяснил представитель «Ростелекома».

Можно ли подделать отпечатки?

При этом отметил, что система все же может ошибиться, но лишь один раз из 10 миллионов случаев. Обмануть ее очень сложно. 

Все биометрические образцы проверяет специальный модуль. Схема проверки выглядит следующим образом: сначала образец видео, направленного гражданином при идентификации в системе, обрабатывается двумя алгоритмами — отдельно изображение лица и голос.

Если программа не идентифицировала человека, то в работу включается так называемый «модуль аномалий», который анализирует причины расхождений. Если система «поняла», что ее обманывают, она отправляет соответствующее уведомление в банк в течение нескольких секунд.

При этом вероятность ошибки, при которой система «не узнает» истинного клиента, ничтожна. Идентификация произойдет даже если после сдачи биометрических данных человек отрастил волосы, бороду и усы.

Кредит в любой точке мира

Банки уверяют, биометрические данные нужны обеим сторонам в равной степени — и клиенту, и самому банку. Кредитная организация обезопасит финансовые операции от мошенников: подделать паспорт можно, подделать голос и лицо одного человека сразу невозможно.

Фото: © Sibnet.ru

А клиенту добавится удобства — идентификация через единую биометрическую систему позволит намного реже посещать отделения банка, говорит директор операционного офиса сибирского филиала ПАО «Росбанк» Денис Колов. 

«Для нас это в первую очередь сервис, чтобы клиент в дальнейшем мог пользоваться услугами банка удаленно на 100%. Клиентам нужно будет просто зайти на сайт банка и запросить нужную услугу», — пояснил он.

В первую очередь, это удобно для клиентов из отдаленных районов области, где отделений банков порой нет вообще. Человек, чья биометрия хранится в базе данных, может выбрать на сайте нужную услугу и с помощью видео со смартфона идентифицировать себя. И пользоваться этой возможностью в любой точке земного шара, где есть доступ к интернету.






Фото: Sibnet.ru
Обсуждение (5) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (5)
0
Добавить комментарий
В игре
лидируют:
1 — MDIMAN
2 — Bigskull
3 — Сергей Ефимов
Играть