Лед в ЛДС «Сибирь» считается лучшим в России. Эту оценку, поставленную экспертами КХЛ, ранее поддержал и звезда хоккея Александр Овечкин. Корреспонденты Sibnet.ru посмотрели, как работает система генерации искусственного льда, и узнали, почему не каждый водитель может выехать на арену во время матча.
Ледовый дворец спорта «Сибирь» вместимостью 7,4 тысячи зрителей, построили в 1964 году. На тот момент это был один из лучших и современных комплексов страны — подобные холодильные установки стояли только в московских Лужниках.
Сейчас в стране построены объекты и крупнее, но искусственный лед в Новосибирске по-прежнему на высоте.
Намораживают его попеременно две установки. Они находятся на расстоянии от самого дворца в небольшом здании. Раньше они работали на аммиаке, а сейчас на фреоне, рассказывает начальник отдела компрессорного оборудования Сергей Макаренко.
«Принцип действия — как у холодильника, только он очень большой. Фреон кипит с водой и охлаждает этиленгликоль, который насосами подается на поле, охлаждает основание бетонной плиты и возвращается обратно. Под ареной установлено 18 километров труб», — описывает работу системы Макаренко.
Тайные реагенты
Искусственный лед в «Сибири» — особенный. Он не только прочный, но и эластичный. «У нас такого не может быть, чтобы кусок льда отлетал. А если провести рукой по льду, то она остается сухой», — с гордостью отмечает начальник отдела подготовки льда Леонид Головин.
Для подготовки такого покрытия используют горячую очищенную воду, куда добавляют специальные реагенты — это некий ингредиент российского производства, который сотрудники ЛДС не называют, но отмечают, что он дорогой.
Но цену оправдывает качество, уверяет Головин. Толщина льда составляет всего около пяти сантиметров. И благодаря этому в ЛДС экономят электричество, необходимое для охлаждения.
Горячую воду тоже специально подготавливают. В маленькой комнатке под трибунами стоит очистное оборудование с инфракрасной лампой — система такая же, как для приготовления бутилированной воды. Запас воды хранится в баке на четыре куба.
Каждые три месяца берут пробы на анализ на микроорганизмы, их в воде появиться не должно. Головин вспоминает, что до введения очистки из-за примесей лед мог получиться белым и даже желтым. А это не только некрасиво, но и ухудшало видимость разметки.
«Мы держим температуру воды — 60 градусов. Чем горячее вода, тем прочнее лед. Чем холоднее вода, тем в ней больше кислорода, поэтому лед более вязкий получается. Горячая вода как бы расплавляет слой, который налили. Был, например, в Чехове, там XIX век. Они лед срезают и льют воду, чередуя холодную и горячую. Если нет реагентов, то это для того, чтобы трещин не было», — объясняет специалист.
Периодически весь лед стаивают и «делают» заново. Главное, чтобы было сцепление с бетоном. Головин рассказывает, что первый слой как бы втирают тряпками, затем поверхность прибрызгивают водой, затем включают шланг, причем важно, чтобы он лежал — если лить сверху, то лед будет рыхлым. Только после этого на арену выпускают машины.
«В 2012 году к нам приезжал Овечкин. Сказал — больше всего мне в Новосибирске понравился мороз и очень качественный лед», — вспоминает начальник отдела подготовки льда.
Миллиметровая обрезка
Нагрузка на каток большая: ежедневно с 7.00 и до 24.00 здесь проходят тренировки, а в сезон еще и матчи. Лед правят через каждые час-полтора.
Главный на арене — ледовозаливочный комбайн Olympia. Он выполняет три функции — промывка, подрезка и заливка. До выхода машины на лед заливщик делает замеры в специальных местах с помощью сверла и штангель-циркуля.
Водитель
должен держать правильные обороты на машине — тогда на площадке срезается по
0,5-0,6 миллиметра за раз, и сразу же эти полмиллиметра заливают обратно и
разглаживают полотенцем.
Щетка собирает снег вдоль бортов. Специальная деталь — шнек — забирает снег в бункер, потом его сваливают в кювету. Если шнек забивается, то машина останавливается. Поэтому после каждого выхода его нужно промыть.
Размеры верхнего слоя льда просчитаны — его высота над разметкой варьируется от 1,1 до 1,3 сантиметра. Опытные заливщики знают, где надо проехать побыстрее, а где — помедленнее, чтобы выдержать эти нормативы.
«Чем дольше работаешь, тем больше навыков. Отпустил нож, воду включил, потом промывка. Размеры выдерживаем. Если тоньше, то подливаем, едем тише и подливаем», — рассказывает водитель комбайна Анатолий Филимонов.
Объем заливочного бака в комбайне Olympia — около 1 тысячи литров, ширина ножа — 213 сантиметров. Чтобы восстановить покрытие, надо сделать восемь кругов. Машина сначала делает два круга по часовой стрелке, а затем идет на середину.
На игре лед заливают за семь минут, на тренировке — за 10-11. «Перед "Сибирью" дают целый час, чтобы подготовить лед. Выедем — замерим лед — почистим — проедем 15 минут, потом еще раз», — отмечает Филимонов.
Заливщики работают посменно — сутки через трое. В смене два человека — водитель комбайна и рабочий, который убирает и ставит ворота и делает замеры.
«Вот вы спрашиваете, что мы ночью делаем? Обрабатываем борта — есть специальная машинка по типу газонокосилки. Потом надо сдолбить кромку: нужно пройти все арену, а ее окружность почти 1,5 километра, с топориком. Эти работы занимают час-полтора», — говорит мужчина.
Коллектив заливщиков — мужской, здесь говорят — женщины не справились бы с такой тяжелой работой. Чтобы устроиться, нужны права категории В и медицинская справка. Возраст неважен. Например, Филимонов четыре года назад ушел из пожарной охраны на пенсию и теперь управляет комбайном. А один сотрудник закончил заливать лед только в 80 лет.
Начальник отдела подготовки льда отмечает, что не каждый водитель работает на играх. «Это кажется, легко ездить, а выехал, увидел тысячи людей и начинается мандраж, а отсюда — и промахи», — говорит Головин.