НАВЕРХ

На миру и смерть красна: социальный феномен блогерства

Фото: © instagram.com/didenko.katerina
Смерть мужа и друзей «аптечного ревизорро» Екатерины Диденко стала самой обсуждаемой в сосетях темой последних дней. Но комментируют не столько обстоятельства гибели, сколько поведение вдовы — по мнению большинства интернет-пользователей, поступки и высказывания блогерши противоречат любым нормам морали...

Диденко, которая охотно участвует в ТВ-шоу и публикует посты с  деталями трагедии, даже попросила прекратить ее травлю. Но это подписчики снова расценили как пиар-ход. И, по мнению психотерапевта, были правы — люди, готовые умереть ради чужого внимания, были всегда, просто блогерство сделало их известными и превратило такое поведение в способ заработка, что, в свою очередь, стало дополнительным стимулом. 

Трагедия произошла 28 февраля на вечеринке, устроенной в сауне по случаю дня рождения Екатерины Диденко. Для именинницы приготовили сюрприз — красивый эффект дымки в бассейне, созданный с помощью сухого льда. Муж блогерши и двое гостей погибли именно из-за этого шоу — они прыгнули в бассейн, когда происходила активная химическая реакция и концентрация углекислого газа над водой была чрезвычайно высокой.

Что случилось в сауне: факты и подробности

По данным следствия, двое погибли сразу: потеряли сознание, ушли под воду и захлебнулись. Муж Диденко умер позже в больнице, о чем его жена-блогер… тут же рассказала подписчикам в Instagram.

Пост вызвал массу критики. Некоторые сочувствовали, но большинство указывали на недопустимость и неискренность поведения вдовы. Дальше — больше. Диденко выложила в Сеть фотографию матери Валентина, убитую горем. Через три дня после смерти мужа пошла на передачу «Прямой эфир» к Андрею Малахову, а после в соцсети поблагодарила мужа за то, что умер не в ее день рождения.

«На миру и смерть красна»

Подобное поведение присуще людям, для которых социальная вовлеченность и оценка окружающих имеют большое значение и они готовы совершать любые демонстративные действия, лишь бы быть в центре внимания.

«"На миру и смерть красна". Этот социальный феномен был известен еще нашим прадедам и прабабкам не одну сотню лет. Предполагаю, что и не одну тысячу. И часть людей действительно нуждаются на протяжении всей своей жизни, чтобы кто-то постоянно оказывал им внимание, чтобы они находились в его центре», — прокомментировал заведующий психотерапевтическим отделение клиники «Инсайт» Игорь Лях.

В самом социальном феномене блогерства нет ничего нового. Просто, привлечение внимания к собственной персоне до появления социальных сетей не было массовым. Живя в глубокой деревне было трудно обратить на себя внимание всего человечества. А теперь это возможно.

Интернет меняет нормы

«К тому же сейчас выяснилось, что на этом можно зарабатывать. Хотя к этому пришли еще в конце прошлого века, с появлением интернета. Но тогда это делалось в основном через сайты, когда в интернете с помощью популярности начали делаться большие деньги», — говорит психотерапевт.

Люди, которые раньше скрывали интимные моменты своей жизни, стали выкладывать их на всеобщее обозрение. Блогерство стало явлением огромной силы и мощи, и сделало ранее недопустимые в обществе поступки нормой.

«Такая жизнь напоказ, наружу, вплоть до какого-то внутриутробного процесса, то, что раньше считалось некой девиацией социального поведения, становится нормой. Потому что интернет позволяет объединяться людям с определенным социальным интересом. И когда они объединяются, у них возникает иллюзия безопасности, власти и влияния над другими», — поясняет эксперт.

Социально неустойчивые хейтеры

Коллега Диденко по цеху, известный блогер Лена Миро заявила, что все пользователи соцсетей осудили поведение «аптечного ревизорро». А те, кто ее поддерживал... «Были, конечно, моральные уроды, которые защищали блогера, но в основном люди признали, что ее поведение — дно», — написала Миро.

Но, несмотря на все рассуждения и осуждения, количество подписчиков Диденко растет с огромной скоростью. Пользователи посчитали, что только за первые сутки на нее подписалось более 200 тысяч человек. 

И этот парадокс хорошо известен специалистам: жизнью нелюбимого, презираемого или неприятного человека начинают активно интересоваться и в тоже время в чем-то обвинять, нападать на него.

«При утрате (смерти) мы всегда сплачиваемся и именно поэтому растет число подписчиков, то есть возникает эффект сплочения и вовлеченности в горевание. А второй феномен — это феномен гнева, он выражается в адрес того, кто к этому причастен», — говорит Лях.

Часто при парадоксах подобного рода хейтерами становятся социально неустойчивые люди. Они пишут резкие, язвительные и обвиняющие комментарии, троллят объект своей ненависти. А у социально устойчивых людей, способных справиться с гневом, просто повышается интерес к происходящему, они вовлекаются в ситуацию и подписываются на нужный аккаунт.

Еще по теме
Шойгу отстранил от должности своего заместителя Иванова
Суд арестовал заместителя министра обороны России Иванова
СМИ узнали подробности дела замминистра обороны Иванова
Задержан заместитель министра обороны России
смотреть все
Обсуждение (11)