Новосибирск последние годы в контексте майских праздников звучит как родина Монстрации — молодежного шествия с абсурдными лозунгами. Но креативным Первомай в сибирском Чикаго был и много лет назад, когда тайные маевки охраняли дети, массовки проходили на кладбище, а студенты писали первые «внережимные» плакаты.
1 мая 1886 года американские рабочие организовали
забастовку, выдвинув требование восьмичасового рабочего дня. Забастовка и
сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении
рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций.
Встречи в лесу
Первая в истории Новосибирска маевка состоялась, по разным данным, 1 мая 1902 или 1903 года, рассказал сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. На ней присутствовали рабочие-железнодорожники, члены социал-демократического кружка.
«Они тайно собрались в лесу между Первой и Второй Ельцовкой (район площади Калинина). Собравшихся "охраняли" их дети, которые в это время рыбачили на Ельцовке и должны были предупреждать рабочих о (подозрительных) проникновениях. Но всё прошло спокойно», — отметил краевед.
В 1904 году, по данным Музея Новосибирска, на городском кладбище прошла антивоенная массовка, а через год в железнодорожном клубе состоялся первый митинг железнодорожников, к которым присоединились рабочие заводов «Труд» и Лесопильного.
Ораторы призвали к свержению самодержавия и по окончании митинга подняли красные флаги. На углу Кузнецкой (Ленина) и Кабинетской (Советская) улиц демонстрантов разогнали казаки, несколько человек арестовали. Но флаги активисты успели спрятать и спасти.
«В первый год установления советской власти, в 1920 году первомайской демонстрации не было, но был объявлен всеобщий субботник и праздничная амнистия осужденных ревтрибуналами и дезертиров», — сообщил Голодяев.
В следующем году на городской площади, где собрались все организации со своими знаменами, устроили митинг-концерт с разъяснением значения Первомая, а также различие праздника буржуазии и пролетариата. Митинг закончился парадом войск.
В 1922 уже были разработаны маршруты колонн, которые собирались на Красной площади (ныне площади Ленина), проходил военный парад, после чего колонны организовано следовали к братской могиле жертвам революции.
С 1 по 7 мая 1923 года в городе проходила Первая неделя красного воздушного флота. «Летать ты вовсе не обязан – Сиблета членом должен быть!» — этими словами открывается полоса «Советской Сибири», посвященной неделе. За период проведения акции новосибирцы собрали около 15 тысяч рублей золотом на постройку аэропланов.
«Будем строить сами, покупать аэропланы за границей невыгодно. Заграница даст нам гниль. Заграница вытянет у нас золото. Создадим свою собственность авиапромышленность. Пожертвования несите в редакцию «Советская Сибирь». Улица Революции, 6», — говорилось в газете.
Позже демонстрации были перенесены на площадь перед домом Ленина, в 30-40-е к площади перед Облисполкомом, а после войны вновь вернулись к Оперному театру.
От обязаловки к креативу
«В 70-80-е Первомай был настоящим праздником. В детсадах, школах, изготавливали веточки с бумажными листками, цветочками, зеленые веточки к празднику выращивали и дома на подоконниках. Дружными колоннами на демонстрацию. В магазин по дороге забегали больше на холодной ноябрьской демонстрации, но бывало понемногу и весной», — рассказал представитель музея.
Но при подходе к площади, фактически центру празднования, по его словам, начиналась скукота. Долго перестраивались, иногда бежали, иногда стояли, ждали очередь. И когда проходили по площади мимо руководителей, радость была уже скорее не от праздника, а от того, что наконец-то все это закончилось.
Потом новосибирцы осаждали транспорт, кому повезло – уезжали на организованных автобусах от предприятия. А дома стол, телевизор, по которому в Москве демонстрация ещё только начиналась.
«Праздник. Ну, а дальше у кого как. Кому утром на работу, а кому – "Эх, драками, да за бараками отметим, братья, Первомай! Пей, Кузьма, да Ваську бей, Кузьма, да не робей, Кузьма, спинжак сымай!"», — добавил краевед.
Новое дыхание у уже обыденной демонстрации появилось благодаря продвинутым академовским студентам. 30 апреля 1966 года комсомольская организация Интерклуб НГУ провела первую политическую маёвку, которая через десять лет стала центральным мероприятием Интернедели.
Маевку Интернедели часто называют «прамонстрацией», так как именно здесь в ходе шествия впервые появились необычные плакаты и развернулся дух молодежной бесшабашности.
А в 1995 году и новосибирские художники прошли по центральной улице сибирской столицы с нестандартными лозунгами, назвав акцию «Лента Стебиуса».
«Новосибирцы всегда любили ходить. Маевка НГУ, «Зеленая пирамида», затем Артем Лоскутов возродил эту традицию», — прокомментировала руководитель департамента культуры мэрии Новосибирска Анна Терешкова.
В 2004 году в Новосибирске прошла первая Монстрация. В ней приняло участие 80 человек. Среди организаторов был Артем Лоскутов, превративший затем шествие с абсурдными лозунгами в традицию, которая продолжается до сих пор и распространяется не только по России, но и по миру.