НАВЕРХ

Опасные воды Енисея: 13 катастроф на сибирской реке

Фото: vk.com/chpkrsachp

За годы судоходства на великой сибирской реке более ста пароходов и теплоходов, барж и плавкранов утонули, были выброшены на берег или сгорели. Жертвами речной стихии становились как новые суда, так и уже отслужившие. Sibnet.ru составил список 13 наиболее нелепых и крупных катастроф на Енисее.

ГИБЕЛЬ «НЕКРАСОВА»

Самая громкая катастрофа современности произошла на Енисее в 16 сентября 2005 года. Теплоход «Николай Некрасов» с грузом овощей и фруктов затонул в 150 метрах от причала в Дудинке. Погибли 14 человек, в том числе капитан и старший помощник. Некоторые из погибших не смогли выбраться с судна из-за того, что все его внутренние помещения до отказа были заставлены ящиками с продуктами.

В тот злосчастный день дул штормовой ветер, а высота волн временами достигала трех и более метров в высоту. Кроме того, служебная комиссия по расследованию инцидента заявила, что у «Некрасова» был перегруз, через открытые иллюминаторы вода заливала его внутренние помещения. В результате при повороте теплоход дал крен и затонул.

Фото: © Музей Енисейского речного пароходства

«Некрасов» некогда участвовал в международных экспедициях, а на его борту побывал первый космонавт Юрий Гагарин. 

«ТЕМЗА» НА ЕНИСЕЕ

На звание первой жертвы Енисея претендуют два судна: британская паровая яхта «Темза», первое паровое судно зашедшее в реку, и шхуна «Северное сияние» из Енисейска.

Известный английский мореплавотель Джозеф Виггинс несколько раз пытался пройти по Карскому морю, наконец, это ему удалось в 1876 году. В 1877 году пароход сел на мель в районе современной Игарки. «Темза» могла сняться с мели только сбросив графит, подаренный местным купцом Михаилом Сидоровым за открытие входа в Енисей, но и это не помогло, судно оказалось примерзшим днищем к грунту. Виггинс умудрился продать пароход енисейским пароходовладельцам и отправить команду сухим путем в Англию.

Фото: © Мемуары Д.Виггинса

ЦИНГА НА «СЕВЕРНОМ СИЯНИИ»

В это же время погибло «Северное сияние», отправленное купцом Сидоровым в Санкт-Петербург с образцами местной древесины, коллекциями для столичных университетов, птицами и зверями для Петербургского зоологического сада. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг, команда состояла из штурмана Густава Нумелина, фельдшера Чеснокова, матросов Табурина и Короткова. Осенние штормы и морозы заставили шхуну встать на зимовку у Мало-Бреховских островов.

Местный чиновник из-за ссоры со шкипером запретил населению продавать на судно продукты. Экипаж поразила цинга, в живых остались только Шваненберг, покинувший свою команду до болезни, и Нумелин. Шхуна, поврежденная весенним ледоходом, была брошена.

ОТСЛУЖИВШИЙ «СТАБРОВ»

Снижение уровня воды на Енисее привело к ЧП с теплоходом «Инспектор Стабров» (серия «Ярославец»). 1 июля 2013 года он лег на борт возле острова Отдыха в центре Красноярска. «Стабров» с 2007 года стоял на приколе и никто не ожидал кораблекрушения.

Фото: © Андрей Мармышев

«Это практически уже списанное судно, уже четыре-пять лет "Стабров" не эксплуатируется. Вчера вечером снизился уровень воды в Енисее и теплоход лег на бок. Топлива и людей на его борту не было», — рассказал тогда представитель «Енисейрыбвода» (собственник судна) Петр Глушков.

«Ярославец» — название типа служебно-вспомогательных судов. Строились на Ярославском, Сосновском и Красноярском судостроительных заводах. Активно использовались на Енисее с пятидесятых годов прошлого века. Они активно использовались в рыбоохране, в качестве буксиров, судов-связи, на севере с их помощью работали почтовые партии. Это был устойчивый, хороший тип судов.

ГЭС В СУДЬБЕ «КРУПСКОЙ»

Проблемы с уровнем воды привели к гораздо большей трагедии 27 мая 1965 года. В этот день произошел несанкционированный сброс воды на Красноярской ГЭС. Вал воды пришёл в затон в Берёзовку. Ниже дамбы образовался мощный водоворот, который погнал вверх гружёные баржи, одна из них опрокинула и придавила пароход «Надежда Крупская». Погибли четыре человека.

Фото: © Андрей Мармышев

ТРАГЕДИЯ КАРАВАНА «КЛИМ ВОРОШИЛОВ»

Самая массовая гибель судов произошла осенью 1942 года, когда из-за раннего ледостава в районе реки Сухой Тунгуски зазимовал караван из теплохода «Клим Ворошилов» и 21 деревянной баржи с продуктами и промтоварами для Норильска и Игарки.

Зимовка прошла более-менее успешно, но в мае баржи были смяты ледохом. Еще три судна сгорели и были выброшены на берег. Сам «Ворошилов» обломал рули, пробил корпус и сел на грунт. А утопленными продуктами еще долго кормились ссыльные обитатели этих мест.

ВЗРЫВ НА «ЧАО-ХОЛЕ»

Удивительно похожая трагедия постигла теплоходы «Чао-Холь» и «Артемовск». Это были суда-браться, построенные в Финляндии как несамоходные лихтеры. В Красноярске их переоборудовали в танкеры.

«Чао-Холь» капитана Варыгина взорвался возле Казачинского порога, одного из самых опасных мест для судоходства на Енисее, в 1963 году. Погибли старший механик Валуев и два моториста.

«Одним из них был Дима Буробин, курсант речного училища. Это была первая практика нашего курса. Буробин стоял на корме и его взрывной волной выбросило за борт. Его не осталось даже на фотографиях», — вспоминает речник Виктор Мармышев.

К трагедии привел взрыв паров бензина в кормовом коффердаме (узкий отсек для разделения помещений).

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Фото: Музей Енисейского речного пароходства

В августе 1993 года возле Ермолаево взорвался собрат «Чаа-Холя» — «Артемовск».

«Произошёл взрыв в носовом коффердаме, да такой силы, что оторвало палубу на полубаке и завернуло её на нос судна вместе с брашпилем. Рулевой-моторист Дмитрий Геннадьевич Туркин 1974 года рождения, учащийся Лимендского речного училища, погиб – взрывной волной его выбросило за борт», — вспоминал президент красноярского «Клуба капитанов» Иван Булава.

УЖАС С «КАРАГАНДЫ»

Немало слухов и страхов вызвало происшествие на теплоходе «Караганда». В 1993 году он получил пробоину на Осиновских порогах и в трюмы судна попала вода.

Паники добавил груз теплохода — около тысячи тонн химических веществ. К счастью, утечки не произошло, локальной катастрофы тоже, а «Караганда» до сих пор ходит по Енисею.

Фото: сайт ЕРП

КАНАТОМ ПО «ПЕТУХУ»

В 1970 году в районе Березовского затона теплоход «Джамбул» утопил одного из «петухов», так речники называли бывшие военные катера, переброшенные с западных морей на Енисей. На их палубах в Красноярске установили дополнительные надстройки, что придало им вид петушиного гребня.

«Один из "петухов" буксировал теплоход "Джамбул" и наскочил на грунт. На теплоходе этого не заметили и груженный "Джамбул" прошел мимо. Канат натянулся и опрокинул буксир на котором погиб капитан», – рассказал Мармышев.

«ОБЬ» ПОД МОСТОМ

Некогда на месте современного Коммунального моста в Красноярске стоял понтонный мост. Он был возведен в 1942 году. Мост был разводной, и два раза в сутки в районе судоходного фарватера его часть убиралась для прохода судов снизу и сверху.

Фото: © Красноярский краевой краеведческий музей

В 1944 году на мост навалился пароход «Обь», где он и затонул.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС «АКАДЕМИКА КИРЕНСКОГО»

Пассажирский теплоход «Академик Киренский» с 200 пассажирами на борту потерпел кораблекрушение на Нижней Тунгуске 1 июня 1981 года.

«Капитаном был Коля Халевин, однокурсник, в свое время мы вместе лоцманили на Тунгуске. В ту навигацию были низкие уровни воды. Впереди шел теплоход "Профессор Близняк", затем, в нескольких километрах от него, "Киренский". На Онекском перекате он налетел на грунт», — рассказал Мармышев.

Судно шло полным ходом со скоростью 13-15 километров в час с невключенным эхолотом. При ударе судно получило две пробоины, чтобы не допустить затопления, Халевин принял решение поставить теплоход к берегу. По словам капитана и летописца енисейского флота Виктора Ледневского, это не помогло, крен увеличивался так как берег оказался с большим уклоном. Пассажиры были переправлены на «Близнюк».

«После той аварии теплоход находился в ужасном состоянии. Если его наружная архитектура еще как-то сохранилась, то внутренняя часть — жилые помещения, бытовые узлы, рестораны, музыкальные салоны — превратились в груду хлама и гнилья. Зловоньем и удушающим запахом, съестными припасами, которых еще много оставалось после затопления, теплоход привлек к себе крыс и разных насекомых, — они уже успели проникнуть на мертвое судно и устроиться на жилье. Ветер со свистом лез во все щели неживого теплохода и пел одну и ту же заунывную песню, напоминая о большой трагедии на "Угрюм-реке"», – писал Ледневский.

В 1982 теплоход порезали на металлолом. По словам Ледневского, Халевин до конца своей жизни считал себя виноватым в этой трагедии и унижений перенести не смог: однажды он лег на железнодорожные рельсы — под колеса идущего грузового состава.

КОНЕЦ «ВИКТОРИИ»

Последняя катастрофа произошла на Енисее в ноябре 2015 года, когда сгорела гостиница «Виктория», расположенная на пришвартованном на Стрелке теплоходе «Композитор Калинников» в Красноярске. Огонь охватил обе палубы судна по всей его длине, от кормы до носа. Дымом от пожара заволокло весь центр Красноярска. Одна из версий пожара — поджог. Найдено тело женщины. При пожаре в Енисей попало несколько тонн ГСМ. 

Судно было списано еще в 1997 году и продано коммерсантам, затем оно попало в залог к банку «Уралсиб». Банк продал его на аукционе в январе 2015 года, покупателем судна за 2,3 миллиона рублей стал бизнесмен Сергей Попов.

Подготовлено с использованием музейных и архивных данных.
Еще по теме
Желтая Lada Kalina Путина открыла движение на трассе «Сибирь»
Морозоустойчивую смесь для укрепления дорог разработали в Новосибирске
РЖД запустят новые туристические поезда
Вращающиеся барьеры впервые установили на российских дорогах
смотреть все
Обсуждение (2)