НАВЕРХ

Опаленная Сибирь: неделя потерь, паники и обвинений

Фото: © ГУ МЧС по Хакасии

Неделю назад огненная стихия прошлась по судьбам тысяч людей в Хакасии, и Забайкальском крае, зацепив по касательной и Красноярский край. Прошедшие дни были наполнены подсчетом потерь и таким активным поиском виновных, что правоохранители удостоились звания стервятников. Власти в панике тоже отличились абсурдными версиями и предложениями. А массовые волонтерские движения с реактивной скоростью собрали тонны гуманитарной помощи погорельцам.

Огонь пришел из степи, пламя захватывало деревни за считанные минуты. Только в Хакасии в 38 населенных пунктах сгорело около 1,4 тысячи домов. Без жилья остались почти 5 тысяч человек. Уже известно о 30 погибших. В Забайкалье пострадали 18 деревень, огонь уничтожил более 500 домов и дач. В Красноярском крае — более 50 домов. Продолжают гореть леса в Туве, Бурятии и Иркутской области.

ХАКАСИЯ НА ПЕПЕЛИЩЕ

«До нас огонь не дошел. В 15 километрах горело», — рассказывает Sibnet.ru Максим, житель деревушки под Сорском. В пасхальное воскресенье и в ночь на понедельник он, малолетний сын и беременная жена «сидели на чемоданах». С рассветом, забрав приготовленные с вечера вещи и документы, рванули в Красноярск, к родителям Максима.

«Ехали по пепелищу. Вся Хакасия превратилась в одно сплошное пепелище. Наверное, так выглядит земля у линии фронта: мертвые деревни, в которых от домов уцелели лишь печные трубы», — говорит мужчина.

В поселке Шира огонь уничтожил 398 домов, в поселке Копьево — 138, в Кагаево — 60. Стерты с лица земли деревня Бей-Булук со сгоревшими 35 домами, и деревня Кожухова, где уцелело лишь два строения и сгорело 58 домов, тяжелейший урон понес Усть-Бюр, потерявший 52 дома. Всего в республике пострадали 38 населенных пунктов, уничтожено 1,4 тысячи домов.

Сейчас, даже приблизительно, нельзя назвать реальный ущерб, понесенный Хакасией при пожарах. На прямой линии президент России Владимир Путин озвучил цифру в 6 миллиардов рублей, которые потребуются на строительство жилья погорельцам, и 1,5 миллиарда рублей — на адресную помощь пострадавшим.

Эксперты уверены, что цифры не окончательны. Ведь одно только сельское хозяйство региона потеряло от огня 600 миллионов рублей. Погибли почти 10 тысяч коров, лошадей, овец. «Обгоревший скот бродит по сгоревшим улицам и умирает», — рассказал очевидец из Бей-Булука. Тысячами гибли и дикие животные и птицы.

Кроме прямых потерь есть и ущерб косвенный. Так, под угрозой оказался туристический сезон – сгорели множество баз отдыха в излюбленном месте путешественников по Хакасии, на озерах Беле и Шира. В санатории Жемчужный сейчас размещены погорельцы.

ДИВЕРСАНТЫ ОТ ОППОЗИЦИИ

В 12 районах Забайкальского края сгорели 237 жилых домов и 284 дачи. На данный момент за адресной помощью обратились 958 человек.

Здесь степные пожары быстро перекинулись на леса, угрожали воинским частям, молодому маральему заказнику и, вскоре, перекинулось через государственную границу, в Китай.

«В населённых пунктах началась работа по оценке материального ущерба от ЧС — комиссии устанавливают точное количество пострадавших, формируют списки на оказание материальной помощи», — сказал вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин.

Сумма ущерба пока не подсчитана, но зато появилась неординарная версия о происхождении пожаров.

Ее автором ни много ни мало стал полпред президента в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, лично побывавший в минувшую пятницу в Чите. Он предположил, что в регионе работает группа специально обученной оппозиции, которая «запалила земли».

Поиски причин и виноватых начались практически сразу же, как стало понятна катастрофичность ситуации. Рослесхоз заявил, что предупреждал власти Хакасии, правоохранители возбудили пять уголовных дел. Представители контролирующих органов активно взялись «рыть землю», чего не выдержал даже глава республики Виктор Зимин.

«Замордовали напрочь и сейчас там, как птицы, которые клюют трупы, как их…вылетело аж. Грифы встанут на изготовку и всех сделают преступниками. Я предупреждаю, все, что у меня есть сил, я кину на борьбу с вами. Не мешать работать! Сядьте там и успокойтесь», — заявил глава региона на совещании в среду.

Большинство экспертов причиной случившегося называют традиционный пал сухой травы. И каприз природы как сопутствующий фактор — в этом году трагически совпали малоснежная зима с ранним теплом, мгновенно высушившим прошлогоднюю траву. Плюс кризис девяностых, оставивший тысячи гектаров сельхозземель зарастать травой, бедность муниципалитетов, не имеющих средств на опашку деревень и людская халатность.

Рогожкин пока одинок в своей версии. Дать оценку его обвинениям не спешат и в Москве. Так пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил журналистам, что не может комментировать слова полпреда.

«Возможно, у полпреда есть какая-то иная информация. Все, чем располагаем мы, это информация от МЧС, специалистов, которые занимаются пожаротушением и, собственно, во всех документах, в том числе, которые готовились к прямой линии вчера, указывается, что причиной возгорания стал пал травы. А это на самом деле очень опасная, пагубная практика, которая, как показывают события, может привести к катастрофическим последствиям», — сказал Песков в пятницу.

По последним официальным данным, примерно треть всех пожаров возникла от палов. Две трети произошли внутри села – это уборка и сжигание мусора. Есть подозрение на балахтинскую золу, которая после использования еще в течение трех суток является горячей, сообщил вице-губернатор Хакасии Владимир Крафт в эфире телекомпании ТВ7.

«Но основное, все-таки, это шквалистый ветер, которого я никогда не видел. До 30 метров в секунду в течение практически 12 часов (…) Я просто видел, как за 30 минут схватывалась целая улица. Над домом языки пламени поднимались на высоту 30 метров», – заявил чиновник в телевизионном интервью.

«Очередная катастрофа показала системный кризис в организации противопожарных профилактических работ в нашей стране и недостаточную работу государства в области противопожарной агитации и пропаганды. Все пожары этого года вызваны исключительно человеческим фактором», – высказывает мнение представитель WWF Александр Брюханов.

А ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧАЛ

«Еще в апреле 2013 году президент поручил разработать меры, которые бы запрещали бесконтрольное выжигание сухой травы. Однако это поручение было выполнено только частично, и сейчас запрет не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения и пустыри», – подчеркивает руководитель лесной программы WWF России Николай Шматков.

Руководитель противопожарной программы «Гринпис России», эксперт КГИ Григорий Куксин считает, что за два года МЧС смогло «лишь имитировать активность».

«Региональные власти прекрасно знали, что традиция весенних поджогов травы в Хакасии очень сильна: люди занимаются уборкой и поджигают траву не только вокруг своих участках, но и на кладбищах и полях. Усиление ветра и солнечная погода должны были насторожить местные власти. Поэтому превентивные меры необходимо было принять заранее», – отмечает Куксин в статье, размещенной на сайте «Комитета гражданских инициатив».

РУКА ПОМОЩИ

При всей трагичности ситуации пожары в Хакасии и Забайкалье показали активную жизненную позицию сибиряков. Люди, не дожидаясь обращений со стороны чиновников, самостоятельно, мобилизировав единомысшленников через соцсети, организовали сбор и доставку гуманитарной помощи в пострадавшие от огня деревни и села. В Красноярске, Абакане, Чите открылись десятки пунктов сбора вещей. Волонтеры везли гуманитарку из Новосибирска, Кызыла и Кемерова. В считанные дни они одели пострадавших от стихии.

«Погорельцы. Они разные. Есть те, кто проклинает власти и тонны присланной одежды — когда нужны лопаты, мука, семена, крупы, матрасы, подушки, грабли, гвозди, вилки-ложки, тазы, кастрюли, ведра. А есть те, кто молча, улыбаясь нам и благодаря Бога за спасенные жизни, а новосибирцев за сопереживание, живёт с нуля», — пишет на своей странице в Facebook жительница Новосибирска Ольга Кочетова.

Люди без остановки несут одежду. Ее много, пункты сбора переполнены, волонтеры Забайкалья даже вынуждены прекратить сбор одежды. Однако остается нужда в продуктах питания, бытовой химии, средств личной гигиены, подгузников для детей и детском питании. В Красноярске аналогичная ситуация.

«Благодаря неравнодушным жителям пострадавшие больше не нуждаются во взрослой одежде и обуви. Остаются необходимы одежда и обувь для детей (резиновые сапожки и калоши), медикаменты (противовирусные, жаропонижающие и обезболивающие препараты в инъекциях), а также питьевая вода, продукты, средства гигиены (памперсы, влажные салфетки, др. бытовая химия), матрасы, подушки и раскладные кровати», — сообщает пресс-служба правительства Хакасии.

Фото: © Sibnet.ru

ПОНИЖЕНИЕ ГРАДУСА

«Новые» меры предпринимают и местные власти. Например, в Хакасии попытались ввести «сухой» закон. Однако через сутки он был отменен. В свою очередь губернатор Забайкальского края Константин Ильковский запретил продажу алкоголя с 18 по 20 апреля.

«Запрет введен в целях недопущения дополнительных возгораний по причине неаккуратного обращения с огнем. Исключение составляет розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в предприятиях общепита и продажа алкоголя в магазинах беспошлинной торговли», — говорится в сообщении пресс-службы губернатора.

Одновременно начались первые выплаты пострадавшим. Так, 10 тысяч рублей на человека составляет единовременная выплата, при частичной потери имущества выплатят 50 тысяч, при полной потере – 100 тысяч рублей, за погибшего родственники получат 1 миллион рублей, за причинение легкого вреда здоровью — 200 тысяч рублей, средней и сильной тяжести — 400 тысяч рублей.

33 КВАДРАТНЫХ МЕТРА

Владимир Путин потребовал от Виктора Зимина построить к 1 сентябрю 2 тысячи домов для погорельцев. В Хакасии оперативно начали разрабатывать проекты домов, искать материалы и строительные организации.

«Предлагаются самые разные технологии: традиционные и современные. Мы понимаем, что из дерева строить – это очень долго, дереву нужно выстояться. Строить из кирпича – необходимо значительное количество каменщиков, а эта специальность у нас дефицитная, к сожалению. Необходимы такие технологии, которые нам позволят в оперативном порядке реализовать поставленную задачу обеспечить людей комфортным жильем», – заявил министр строительства и ЖКХ Хакасии Сергей Новиков.

На прошедшем в субботу техническом совете рассматривались пять технологий: дома из сборного железобетона, из газобетона, несъемная опалубка, дома по финской технологии, дома по СИС-технологии (каркасная сборка). Предложенные технологии позволяют проектировать дома по социальной норме: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 42 – на семью из двух человек, по 18 – на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

На заседании практически сходу была отклонена технология деревянных каркасных домов. Уж очень быстро они горят.

Фото: © ГУ МЧС по Хакасии
Еще по теме
Омский чиновник назвал пострадавших от паводка «клоунами»
Дамбу прорвало в Омской области
Пылевые облака из Африки превратили Грецию в Марс. ВИДЕО
Поступил сигнал об угрозе подтопления в Новосибирске
смотреть все
Обсуждение (63)