НАВЕРХ

Ничейные кладбища и дороги: откуда бесхозное наследие?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Более 85% кладбищ на территории России — бесхозяйные, а каждая пятая автодорога формально не имеет собственника. Социолог Ольга Моляренко объяснила, каким образом получилось, что огромное количество объектов никому не принадлежат, и предложила способ решения этой проблемы.

«На сегодняшний день я еще не встретила ни одного муниципалитета, в котором не было бы хотя бы нескольких бесхозяйных объектов. Это явление очень массовое, и оно практически не зависит от экономического положения субъекта», — сказала Моляренко в интервью «Российской газете».

Главные источники «бесхозности»

По словам социолога, бесхозные дороги в сельской местности — это наследие колхозов и крупных промышленных предприятий, а огромное количество объектов без собственника осталось на бывших ведомственных землях — Минобороны и ФСИН.

«В советское время огромное количество объектов строилось хозспособом, то есть без проектной документации и технической подготовки. У тех же совхозов и колхозов было существенное количество инфраструктуры, проложенной хозспособом. Строили без планов, потом брали себе на баланс и сами обслуживали. <…> До середины 90-х они у них на балансе стояли. А когда началось вставание на рыночные рельсы, от непрофильной инфраструктуры стали массово избавляться», — объяснила она.

Например, был военный городок с домами, магазинами, отдельной подстанцией. Затем дома приватизировали, но земля между ними все равно осталась ведомственной.Заплати и живи: как узаконить «серую» дачу

«И на нем муниципалитет не может заменить разбитый фонарь или отремонтировать участок асфальта — это нецелевое расходование средств. А Минобороны говорит: извините, это уже не наши объекты, мы не будем этим заниматься. Потому что формально на участках Минобороны может находиться только имущество, имеющее отношение к деятельности оборонного ведомства, а все остальное они обслуживать не должны», — отметила социолог.

«Ничейные» улицы появились после приватизации многоквартирных домов. Муниципалитеты оформляли в собственность дороги и общегородские коммуникации, а жилые дома — свои земельные участки.

«Жильцы не очень хотели платить налоги с него и не собирались отвечать за прилегающие территории. Поэтому почти всюду земельные участки под домами оформлены по фундаменту, "по углам дома". И получается, что придомовые автостоянки, придомовые проезды, они ничейные. Управляющая многоквартирным домом компания говорит: извините, а вы нам за обслуживание этой территории не платите, вы даже передать ее нам не можете, потому что она не ваша. А город говорит: извините, дом — это ваша территория, так что за стоянку машин и за проезд к дому отвечайте сами, это не общегородские объекты», — пояснила Моляренко.

Беззаконное содержание

Социолог напомнила, что в 90-е годы действовал закон о местном самоуправлении, дававший муниципалитетам право ремонтировать и обслуживать все объекты, находящиеся на территории, но с тех пор сильно изменились нормы регулирования. Сегодня, чтобы отремонтировать, построить или обслуживать какой-то объект, он должен быть в собственности именно той организации, которая заказывает подобные работы.

«Кроме того, чрезмерную активность проявляют контрольно-надзорные органы. Если раньше выделение денег на содержание неоформленной дороги или ремонт неоформленного кладбища могло пройти незамеченными, то теперь контролеры и проверяющие стали более тщательно изучать, на что муниципалитеты тратят деньги», — заметила Моляренко.Жить в Задах и Лохово: тайны названий сибирских сел

«Как рассказал мне один начальник управления городским хозяйством, посылают в город свои снегоуборочные машины, а на обратном ходу у тех "случайно" падают щетки, и они чистят "чужую" территорию. Не может же, говорит он, контрольный орган привлечь нас за то, что у нас щетки случайно падают?» — рассказала социолог.

По ее словам, легальных способов разрешить вопрос с обслуживанием сейчас нет, и некоторые прибегают к различным уловкам. «Через муниципальные закупки заказываете ремонт одних объектов, а на самом деле ремонтируете другие. Или можно завысить цену контракта с негласной договоренностью, что подрядчик будет у вас содержать не только данные объекты, но еще и те, которые не оформлены», — привела она примеры.

Амнистия улиц и кладбищ

Все неоформленные объекты сегодня проходят естественный отбор. Те из них, которые нужны и пользуются спросом, поддерживаются в относительно нормальном состоянии. В исчезающих деревнях кладбища зарастают лесом, сравниваются с землей, памятники разрушаются, а дороги покрываются травой.

По мнению социолога, проблема бесхозного имущества «старательно не осознается государством», которому «легче утверждать, что это проблема отдельных муниципалитетов, и тогда не нужно менять законодательство, не нужно выискивать финансовые ресурсы на оформление ничейных дорог, улиц, кладбищ».

Одним из решений проблемы могла бы стать амнистия для муниципалитетов по оформлению имущества, упрощение документов и выделение дополнительных средств. «Это настолько дорого, что легче делать вид, будто существование ничейной собственности — локальная проблема. Но эта проблема глобальна. И рано или поздно ее все равно придется решать», — высказалась Моляренко.

Читайте также: Как получить честные ритуальные услуги >>

Тема: Правила жизни
Кредиты, школы, тюрьмы: какие законы изменятся в сентябре
Тарифы ЖКХ, самозанятость и детские выплаты: что изменится с 1 июля
Законы июня: роуминг отменяется, выплаты начинаются
Вольерная охота: в чем суть новшества?
смотреть все
Обсуждение (1)