НАВЕРХ

Почему Россия не признает эпидемию ВИЧ?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Минздрав боится признать эпидемию ВИЧ в России, заявил руководитель центра по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции Вадим Покровский. При том, что мы вышли в лидеры по гетеросексуальному способу инфицирования, позиция страуса приводит к отсутствию системной работы по предупреждения заражения, а также недостаточному финансированию лекарственного обеспечения, хотя для решения проблемы хватило бы стоимости одной подводной лодки. 

«Программы по предупреждению заражения у нас крайне слабые. Минздрав даже слово "эпидемия" не употребляет, так зачем же людям предохраняться? Объясняют: "не хотим сеять панику среди населения". Можно подумать, что, услышав об этом, народ побежит на улицу с криком "Спасайся, кто может!"», — высказался Покровский в интервью «Интерфаксу».

По его мнению, именно предупреждение должно стать основным путем «борьбы со СПИДом», хотя министерство выбрало выявление ВИЧ-инфицированных и внесение их данных в регистры.

«На мой взгляд, крайне вредно, что люди не знают об угрозе развития у нас эпидемии по африканскому варианту, где ВИЧ распространяется преимущественно гетеросексуальным путем. Сейчас в России у 1% взрослого населения диагностирован ВИЧ, а в некоторых средних городах — у 4% жителей. Самой пораженной группой являются россияне в возрасте 30-40 лет, то есть те, кто уже закончил обучение и работает, и в случае их смерти сократится трудовое население», — отметил глава центра.

По неофициальным данным, в России не меньше 1,3 миллиона ВИЧ-инфицированных. Эта цифра увеличивается на 200-300 человек в день.

Покровский назвал Россию районом наиболее быстрого распространения ВИЧ. За последние три года выявлено по 100 тысяч случаев в год, что больше, чем по всей остальной Европе. Например, в Германии в прошлом году насчитали только 1,7 тысячи новых случаев.

По предварительным данным за 2018 год, в результате гетеросексуальных контактов заразились 54,8% впервые зарегистрированных ВИЧ-позитивных, при гомосексуальных — 2,2%, при употреблении наркотиков — 42,5%.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Какие регионы Сибири лидируют по числу ВИЧ

«Больше всего зараженных ВИЧ в группе 25-40 лет, самом трудоспособном. Самый высокий процент зараженных — среди мужчин 35-40 лет — более 3% из них состоят на учете как ВИЧ-инфицированные. Зараженных женщин этого возраста — 2%, но в возрастной группе 25-30 лет процент инфицированных женщин больше, чем мужчин — 1%. Это объясняется ростом гетеросексуального пути передачи — женщины заражаются от своих более старших половых партнеров», — объяснил цифры Покровский.

Сколько стоит терапия

В 2017 году современное лечение получали 340 тысяч из 900 тысяч, живущих с ВИЧ, а в 2018 году — 412 тысяч из почти 1 миллиона диагностированных. Несмотря на это улучшение, число смертей от ВИЧ/СПИД в России растет.

Покровский отметил, что Минздрав пока не может предоставить всем лекарства, а также вынужден покупать препараты подешевле. Решить эту проблему можно только увеличением бюджета.

«Есть и бюрократические препятствия. У нас сначала паспортные данные на ВИЧ-позитивных вносят в регистр, потом только выделяют деньги на закупку лекарств на их лечение, а закупку делают раз в год. Может пройти довольно много времени, пока человек получит лекарство. А мировая установка: для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции нужно начинать лечить всех зараженных ВИЧ сразу же после выявления. Большая часть смертей связана с поздним началом лечения», — утверждает руководитель центра.Три истории: кто такие люди с ВИЧ?

Еще одна проблема — примерно 30% тех, у кого обнаружен ВИЧ, не ходят в центры СПИД. В их числе люди, которые бояться, что после занесения в регистры их данные окажутся в открытом доступе.

«Каждый год 15-20% начавших лечение его бросают — надоедает, беспокоят побочные эффекты терапии», — добавил Покровский.

Федеральный Миндрав тратит 21 миллиард рублей на лекарства, еще около 10 миллиардов расходуют региональные бюджеты на диагностические наборы для контроля лечения, содержание региональных Центров СПИД, оплату труда медработников. По оценке эксперта, чтобы действительно взять эпидемию под контроль, нужно не менее 100 миллиардов рублей.

«Для полного обеспечения лекарствами нужно порядка 50 миллиардов рублей — это цена современной подводной лодки, и борьба с эпидемией — это тоже вопрос национальной безопасности. Еще столько же надо потратить на создание инфраструктуры, на закупку диагностического оборудования, наём на работу и подготовку тысяч новых врачей. Сейчас центры СПИД захлебываются от количества пациентов, врачи перегружены», — пояснил он.

Государство сейчас закупает препараты в диапазоне от 10 тысяч до 300 тысяч рублей в год на человека, в зависимости от сложности лечения конкретного пациента. Если инфицированный решит самостоятельно покупать лекарства, ему стоит ориентироваться на 100-150 тысяч в год.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Зафиксировано второе в истории исцеление от ВИЧ

По словам Покровского, на рынке присутствуют препараты и за 20 тысяч, но это разработки 20-30-летней давности. Чем современнее препарат, тем меньше побочных действий, меньше таблеток надо принимать за раз.

«Есть и препараты, созданные в России, по качеству не уступающие импортным, но их немного. Предприниматели предпочитают идти по более простому пути и воспроизводить дженерики, то есть копии зарубежных препаратов. Мало кто вкладывается в разработку новых лекарств, потому что экономический эффект будет только через несколько лет, а все хотят заработать сразу и без особых усилий», — заметил он.



Еще по теме
Спрос на ботокс резко взлетел в России
Антибиотики исключили из стандарта лечения ОРВИ
Попова заявила о 47 новых вирусах, переносимых комарами
Названа простая причина постоянной усталости
смотреть все
Обсуждение (9)