Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный 25 января отметил 80-летний юбилей. Сейчас это 14 пассажирских платформ, конкорс, подземный переход, багажные помещения, ремонтно-строительные цеха. Здесь чтят традиции, хранят различные экспонаты и даже стул, на котором сидел лидер Северной Кореи, и пересказывают легенду о секретном подземном тоннеле. Но в то же время стараются идти в ногу со временем, разделяя труд между «роботом» и человеком.
Проект здания главного новосибирского вокзала, который был отобран из 45 предложений архитекторов, многократно критиковался и корректировался. Однако здание было возведено, как и задумал автор, — в форме мчащегося паровоза.
Официально вокзал начал работу в 1939 году — именно тогда его ввели в эксплуатацию. В конце XX века здание вокзала отремонтировали: обновили фасады, для облицовки стен использовали натуральный гранит и мрамор. Здесь появилась живая музыка и субтропические растения под арочными сводами.
Общая площадь вокзала Новосибирск-Главный – 30 тысяч квадратных метров, залы ожидания занимают 7,5 тысячи квадратных метров, гостиница – 1,3 тысячи квадратных метров, ресторан и бары – 1,9 тысячи квадратных метров. Новосибирск-Главный рассчитан на ежегодное обслуживание 16 миллионов пассажиров, одновременно вмещает до 4 тысяч человек.Бетховен и субтропики
Центральный зал вокзала называют арочным, так как именно в виде арок сделаны своды потолка, а его высота достигает 17 метров.
«Это внушительно и красиво смотрится, но проблематично в обслуживании. Представьте себе, какие нужны отчаянные люди, чтобы туда добраться и покрасить потолок. А красить его мы должны как минимум раз в четыре года», — обратил внимание начальник вокзала Роман Рябикин.
Но изюминкой этого зала, по его словам, считается не высокий потолок, а два других фактора: зимний сад и живая музыка. Сад появился после капитального ремонта в 1999 году. Сейчас здесь более 60 видов субтропических растений, за которыми ухаживают два штатных садовника.
«Еще нашей изюминкой и традицией является то, что у нас на вокзале играет живая музыка. Два раза в неделю к нам приходят музыканты — скрипач и его супруга, которая аккомпанирует ему на рояле. Этой традиции уже более 10 лет», — сказал начальник вокзала.
Памятники эпохи
Самый большой зал — восточный, может разом принять до 500 пассажиров. Это зал из двух этажей, на верхнем располагаются гостиничные номера эконом- и бизнес-класса. Высота потолка составляет 14 метров. По его периметру проходят фальш-окна. До 1999 года они были настоящими и использовались как источник освещения — стекло пропускало дневной свет.
Но в конце XX века реставраторы решили отказаться от естественного освещения зала. «Менялся конструктив, возможно в эксплуатации они показали себя не очень практично. Эти окна остались как напоминания о прошлом», — объяснил Рябикин.
От прошлого здесь остались и четыре воздуховодные решетки, которые в отличие от окон до сих пор работают по своему прямому назначению — обеспечивают циркуляцию воздуха в помещении. В центре каждой из них изображение серпа и молота. Его не стали убирать или закрашивать, а оставили как напоминание о ценностях ушедшей эпохи.
А в центре потолка висит огромная люстра, ее вес составляет около 1,5 тонны.
Внизу, на «пассажирском» этаже напротив — почти ничего не напоминает об истории. Здесь все максимально функционально и современно. Располагаются основные и вспомогательные информационные табло. В прошлом году их обновили, заменив на светодиодные панели и указатели, установили современную детскую площадку для маленьких пассажиров.
Тайный тоннель и стул для Ким Ир Сена
Зал, где принимают высокопоставленных гостей, сотрудники вокзала называют также «депутатской комнатой». Здесь в перерывах между прибытием поездов проводят совещания, как руководители крупных компаний, так и государственные деятели.
«Из официальных делегаций этот зал в далеком 1983 году встречал лидера КНДР Ким Ир Сена, затем спустя много лет, в 2002 году здесь был его сын Ким Чен Ир. Когда он зашел в этот зал, мы приготовили стул, на котором сидел его отец. Он, узнав об этом, поклонился этому стулу», — рассказал начальник вокзала.
На вид легендарный стул мало чем примечателен — обычный деревянный с мягким красным сидением, выглядит даже скромнее тех, что приставлены к столу для переговоров.Однако историю о двух руководителях Северной Кореи сотрудники вокзала с удовольствием рассказывают заинтересованным слушателям. И показывают легендарный стул гостям.
Также рассказывают и другую историю, больше похожую на легенду — о тайном подземном тоннеле. «Есть легенда, что из здания вокзала Новосибирск-Главный проложен подземный тоннель до Оперного театра. Сами не проверяли, конечно, но точно из оперного к нам по тоннелю пока никто не приходил», — констатировала технолог вокзала Светлана Супрунова.
Впрочем, поиском старинного таинственного тоннеля никто всерьез не занимался, добавила технолог. Слишком много насущных и вполне реальных задач, которые необходимо сделать, чтобы успевать в ногу со временем. Например, снять нагрузку с голосовых связок диспетчера, передав обязанности по информированию пассажиров «роботу».
Роботы и признания в любви
Пассажиры на вокзалах с периодичностью в несколько минут слышат голосовые объявления. Большую часть сообщений передает автодиктор — компьютерная программа.
«Автодиктор делает объявления информационного характера. Именно «робот» объявляет о правилах перевозок, об услугах, предоставляемых на вокзалах, также он говорит о прибытии и отправлении поездов. Информацию о задержке поездов также объявляет автодиктор, человек лишь вводит нужную информацию в базу данных», — пояснил Рябикин.
Вся остальная информация, которая подлежит громкому оповещению, транслируется человеком: о найденных вещах или потерявшихся на вокзале пассажирах. Но порой диктор делает весьма неожиданные объявления, например, передает предложение руки и сердца.
«Два года назад в День святого Валентина мы сделали акцию: каждый желающий мог написать объявление с признанием в любви, а диспетчер его озвучивал. С одним молодым человеком мы вместе написали текст объявления, и я его озвучила. Это было предложение руки и сердца для его любимой», — припомнила диктор вокзала Новосибирск-Главный Ирина Васильева.
При этом сотрудники вокзала отмечают, что им еще предстоит большая работа, чтобы сделать главный вокзал Новосибирска современным и удобным для пассажиров со всего мира.