Метеорологический день празднуется во всём мире 23 марта. Корреспонденты Sibnet.ru побывали на одной из главных в Сибири метеостанций и узнали, почему в этой сфере машины никогда не заменят людей, и сколько разновидностей облаков нужно знать наизусть, если работаешь за 7 тысяч рублей в месяц.
В Новосибирской области десятки небольших метеостанций, но есть одна многопрофильная, крупнее остальных в четыре раза. Она находится в посёлке Элитном, который, несмотря на красивое название, по сути — просто небольшая деревушка сразу за чертой города. Населённый пункт называется так потому, что в нём выращивают элитные семена, предназначенные для размножения.
Издалека метеостанцию не отличить от остальных домов Элитного. Узнать её можно лишь благодаря близости с площадкой, заставленной разными необычными приборами. Большинство из них стоит в этом поле с советских времён — станция появилась в 1956 году.
Станция в посёлке Элитном появилась в 1956 году, но называется она «Агрометстанция Огурцово», так как неоднократно переносилась.
«Так как природная среда изменяется во времени и пространстве, наблюдения надо вести постоянно. Метеорологи выполняют наблюдения каждые три часа в любое время суток, в одно и то же время по всему миру», — рассказывает начальник станции Пётр Нечипоренко.
Сотни облаков
Станция находится в поле за городом неслучайно — для точности ничто не должно закрывать обзор, мешать движению ветра. На метеоплощадке, соединённые узкими дорожками, где легко оступиться и оказаться по колено в снегу, — деревянные будки на ножках. В них находятся самописцы, которые фиксируют температуру, влажность и другие показатели.
За солнцем «наблюдает» гелиограф — он следит за продолжительностью солнечного дня. С помощью линзы солнце прожигает дырочки в ленте, по которым можно определить, как долго и сильно оно светило.
Количество дождя измеряется с помощью специального ведра-осадкомера, высота снежного покрова — благодаря рейкам. Есть и термометры, которые находятся в земле — эти данные нужны сельскому хозяйству и энергетике, поскольку на глубине 1,6 метра пролегают теплосети.
По каждому виду наблюдений станция регулярно подаёт информацию в Новосибирск с помощью АМК (автоматизированного метеокомплекса). Но иногда возникают проблемы с электричеством.
«Свет выключили — значит, всё по старинке, в будку. Перебои бывают часто, это не от нас зависит. Особенно, когда сильный ветер, бывает — раз, и во всей деревне вырубился свет», — говорит метеоролог Людмила Кузьменко.
Постоянного наблюдения требует не только погода, но и сами приборы, которые её измеряют. Например, термометры на снегу или земле должны лежать строго в определённом положении, а при непогоде они постоянно смещаются — приходится регулярно поправлять.
Но есть и данные, которые АМК не определит никогда, уверены метеорологи. Это, например, видимость, вид и количество облаков — всё это устанавливается «на глаз». В тесной комнате метеостанции Пётр Нечипоренко листает специальные «облачные атласы».
«Представляете, сколько облаков надо знать — их больше сотни...
И всё по латыни, чтобы передавать данные по всему миру», — поясняет начальник
станции. В этом году день метеоролога проходит под девизом «Познавая облака»,
добавляет Нечипоренко.
Зарплата в два термометра
На станции работает около десятка человек. Кадровый вопрос
стоит очень остро, признают метеорологи. Сейчас в Новосибирске специалистов в
этой сфере готовят только в техникуме, да и то всего в одной группе.
«Раньше из училищ мы не брали, сейчас готовы брать хоть с улицы, после средней школы — лишь бы математику и физику более-менее знали», — признаёт Нечипоренко.
Молодёжь на станции появляется, но долго не задерживается. Почему? Вопрос в зарплате. Техник получает чуть более 7 тысяч, зарплата специалиста с высшим образованием — как, например, у Людмилы Кузьменко, которая работает на этом месте больше 30 лет — 9 тысяч 800 рублей.
«Я тут рядом живу, да и до пенсии недалеко, ну куда я
побегу… » — объясняет собеседница.
График техников-метеорологов суточный — наблюдения нужно вести в том числе и ночью, вне зависимости от условий.
«Метеорологу всё равно, какая бы ни была погода, когда пришло время выходить на площадку — дождь, снег, град, камни с неба — собрался и пошёл в одно и то же время, перенести нельзя», — рассказывает Кузьменко.
Расположенная в посёлке станция никак не охраняется. «Мы сами кого угодно охраним», — улыбается метеоролог.
Есть проблемы и с оборудованием. Например, один специальный термометр стоит более 3 тысяч рублей. Бывает так, что в год его как раз один на станцию и выделяют, а разбивается порой до двух десятков. Особенно часто такое случается с молодыми специалистами.
«Человек разбил два термометра и остался без зарплаты», — резюмирует Пётр Нечипоренко.
Растениям не повезёт?
Станция выполняет в том числе и агрометеорологические задачи — работает для нужд сельскохозяйственной академии, расположенной совсем неподалёку, в Краснообске.
«Все наблюдения должны быть привязаны к росту, развитию растений — от погоды зависят высота, густота, как формируется урожай», — объясняет агрометеоролог Людмила Нечипоренко.
«И жена начальника станции!» — услышав должность, приходит из соседнего кабинета Пётр Нечипоренко. Сразу после института молодые специалисты 45 лет назад приехали в Новосибирск из Украины — только здесь они начали общаться, и с тех пор живут и работают вместе.
По словам Людмилы Нечипоренко, в этом году агрономические прогнозы неутешительны. «Из-за большого количества снега температуры в почве недостаточно низкие, чтобы сохранить растения. Большая вероятность того, что будет выпревание и вымокание посевов», — комментирует собеседница.
Аномальный снег
Что касается общей погодной ситуации — она и вовсе шокирует специалистов, которые работают на метеостанции десятки лет.
«Этот год, начиная где-то с 1950, самый снежный. Такого не было ещё. По данным станции, в этом году запасы воды в снеге — 193 миллиметра, а норма около 100», — говорит Пётр Нечипоренко.
По его словам, в прошлый раз подобная ситуация была лишь в
2001 году, но показатель был на 7 миллиметров меньше, это довольно существенно.
Бывает, что годовой показатель составляет и 40 миллиметров.
«Взять квадратный метр снега, взвесить, будет 193 килограмма. А в городе, посчитайте, сколько снега? Почему крыши у нас ломаются? Потому что снег плотный, в нём очень много веса. Казалось бы, снег лёгонький, а вот…» — рассуждает собеседник.
По его словам, несмотря на жалобы местных жителей, прогнозы синоптиков довольно точны — краткосрочные оправдываются более чем в 90% случаев.
Но бывает, что общие данные по городу и области не совпадают с ситуацией в конкретной точке.
«Бывает, передают осадки, а какая-то бабушка звонит, говорит — у нас не было. Относиться к прогнозу надо творчески чуть-чуть, думая. Не может синоптик в каждую точку дать прогноз, нет у него такой возможности», — поясняет начальник метеостанции.