Студент из Москвы разглядел сверхновую звезду

Иллюстрация с сайта www.factnews.ru

Московский студент открыл сверхновую звезду в галактике, находящейся в 173 миллионах световых лет от Земли в созвездии Волопаса. Это ему удалось с помощью дистанционно управляемого телескопа сети МАСТЕР, расположенного в Кавказской обсерватории МГУ (Кисловодск). Павел Балануца обнаружил неопознанный объект на снимке галактики PGC 51710, выложенном в базу данных сети МАСТЕР в Интернете, и идентифицировал его как сверхновую типа Ia.

Звездная величина объекта составляла 14,3. Международный астрономический союз подтвердил открытие и присвоил сверхновой индекс SN 2010V. Для Балануцы эта сверхновая стала уже третьей в его карьере. В частности, в конце 2009 года он обнаружил сверхновую SN2009nr, которая стала самой яркой за год.

"Взрывы сверхновых крайне важны для понимания истории и эволюции Вселенной. Именно в результате этих процессов возникли тяжелые элементы, из которых состоит и наша планета, и мы сами", — пояснил научный сотрудник Государственного астрономического института Артем Тунцов.

Обычно как сверхновые взрываются очень массивные звезды, затухающие термоядерные реакции в центре которых не могут больше поддерживать вес звездного вещества, которое начинает резко сжиматься к центру небесного тела. Оставшаяся часть вещества отбрасывается во внешнее космическое пространство.

Открытая сверхновая относится к типу Ia, которые служат астрономам в качестве "стандартных свечей": они, в отличие от "обычных" сверхновых, образуются в результате слияния и взрыва двух белых карликов и их яркость всегда примерно одинакова. Изучение таких сверхновых позволяет уточнить данные о расширении Вселенной, и, в частности, обнаружить присутствие темной энергии.