Военные не любят лишнего внимания. Но отряд спецназначения Росгвардии «Ермак» сделал исключение — в честь 20-летия, которое недавно отпраздновал. Корреспонденты Sibnet.ru провели с бойцами целый день. Вместе с бойцами «поучаствовали» в тренировке по захвату террориста, взявшего заложника.
Росгвардия как отдельное военное ведомство была создана на базе внутренних войск. В их числе отряд специального назначения «Ермак», который базируется в Новосибирске. В состав также вошли отряды специального назначения ОМОН и СОБР (раньше входили в состав МВД для борьбы с организованной преступностью) и вневедомственная охрана. Росгвардия не входит ни в структуру МВД, ни Минобороны России, глава ведомства Виктор Золотов напрямую подчиняется президенту России Владимиру Путину.На часах 8.30. В просторном холле штаба отряда собрались командиры подразделений на постановку задач. На «планёрке» им объявили о внеплановой проверке боевой готовности личного состава. Группы должны буду продемонстрировать оперативность и степень готовности к внезапному нападению противника.
В 9.00 первая группа уже в сборе — бойцы получили оружие и шлемы, достали рюкзаки (в них спальные мешки, коврики, лопаты, ножи, горелки, сухпайки с кашами, чаем, повидлом, тушёнкой и крекерами) и бронежилеты.
У каждой группы бойцов своё помещение казарменного типа со шкафчиками для личных вещей; койками для тех, кто только поступил на службу и ещё не решил вопрос с жильём; минимальным набором спортивных снарядов. В этом спортивном уголке помимо кубков и медалей различных соревнований размещена … молитва. Она обращена к «небесному воинству» — Михаилу Архангелу, Георгию Победоносцу и Илии Муромцу.
«Эта не то, чтобы традиция. Но для некоторых важно помолиться перед соревнованиями, так как они проходят в различных условиях…», — пояснил военнослужащий Игорь, глядя на молитву героям.
В былинном эпосе и христианстве эти герои запомнились как защитники народа, и молитва к ним на стене в комнатке спецзназа выглядит символично. Одна из главных задач «Ермака» — борьба с бандформированиями. Если вспомнить, то отряд был создан во время второй чеченской войны, и бойцы много раз принимали участие в спецоперациях и ликвидации террористов. Сегодня на Северном Кавказе куда более спокойно, но вооружённые формирования не исчезли, а ушли в подполье.
Северный Кавказ
Сколько раз были в командировках на Северном Кавказе, никто из бойцов и посчитать уже не сможет. Они отправляются туда по нескольку раз в год, в основном в Республики Ингушетия, Чечня и Дагестан. Одна командировка длится от трёх до шести месяцев.
Одна из главных задач — борьба с подпольными террористическими группировками. Это и пропагандисты идеологии ИГИЛ (организация запрещена на территории Российской Федерации), и рэкет, который всё ещё существует на Северном Кавказе в скрытой форме.
За 2018 год при поддержке бойцов Росгвардии были задержаны 47 участников бандформирований. Далёким от борьбы с терроризмом эта цифра не кажется впечатляющей. Но в рядах спецназа уверены, что это значительный результат, поскольку противник сильный, хитрый, хорошо вооружён и обучен.
«Их очень сложно найти. Их осталось не так много, по сравнению с началом 2000-х. Те, кто проявляют себя, сразу же уничтожаются или задерживаются. Ячейки, которые не выдают себя, сложно найти», — сказал боец «Ермака» Андрей.Террористы чаще всего укрываются в лесах, там легче замаскировать базу и оружие. Укрытием может служить и примитивный шалаш, и целое здание, скрытое под землёй. Во втором случае базу найти не так-то просто, разведчики могут несколько раз пройти по ней и не заметить ничего необычного. Но если противник обнаружен, то меры принимаются самые радикальные, вплоть до подрыва или поджога цитадели.
«Противник разный бывает. Попадаются матёрые ребята, которые за рубежом подготовку прошли. В том числе в рядах ИГИЛ (запрещенная в России организация). Они совершают переход на территорию Российской Федерации, ведут подрывную деятельность, пропагандистскую. Могут обратно уходить. Они достаточно мобильные. Но есть и бывшие школьники, которым хорошо мозг промыли. Опыта нет, но за жизнь свою не боятся», — рассказал боец «Ермака» Константин.
Террористы вооружены автоматами, пулемётами, винтовками, самодельными взрывными устройствами, имеют в распоряжении различные средства связи, технику, автомобили. При задержании всё это подлежит изъятию, и в качестве вещественных доказательств передаётся следствию. Каждая единица оружия и техники ставится на учёт. После вынесения приговора оружие и боеприпасы отправляют на уничтожение.
Среди бойцов есть те, кто получали ранение бою. При каких обстоятельствах это произошло, рассказывать не любят. Потери случаются редко. В последний раз это было в 2013 году при ликвидации одной из подпольных террористических ячеек. Бойцы завершили спецоперацию и уже возвращались на базу. В какой-то момент один из боевиков, который уцелел в битве, сбежал и спрятался, из укрытия смертельно ранил спецназовца. До сих пор «Ермак» не теряет связи с семьёй этого бойца.
Каждая встреча с террористами опасна и непредсказуема. «Поддержка товарищей и надёжность — одни из основных принципов, на которых держится спецназ. Тут нет случайных людей. Если кто-то не нравится, не чувствует в себе силы, не может сойтись с другими, отсеиваются. Остаются те, кого мы называем "братишками". Это те, на кого я могу опереться и в быту, и в спецоперации. Не зря у нас на шевроне кулак, который символизирует единство и братство», — добавил Константин.
Готовы ко всему
В 10.00 по расписанию занятия по морально-психологической подготовке. Группы, не участвующие в проверке боевой готовности, внимательно слушают руководителя занятия с трибуны. Темы лекций разнообразные — от политико-экономических, до душевно-жизненных.
После лекции бойцы отправляются в спортзал. В основном здесь обучаются приёмам рукопашного боя. Летом отдают предпочтение занятиям на улице для тренировки выносливость — бег на один и три километра.
«Основное качество, которое у нас в отряде ценится, это выносливость. Если сравнивать с теми же ОМОНовцами, они такие "шкафы" здоровые. У нас больше отбирают людей по лёгкому весу. Бойцы невысокие, с виду не богатыри. Сила тоже важна. Но в условиях горно-лесистой местности ценится именно выносливость», — объяснил военнослужащий Иван.
В это время другая группа проходит занятия по оказанию первой медицинской помощи. Каждый боец, в случае ранения коллеги, должен уметь остановить кровь с помощью жгута или медикаментов, сделать перевязку.
В группах есть свои санитарные инструкторы, владеющие гораздо большими медицинскими знаниями. Как и другие спецназовцы, они отлично владеют навыками ведения боя и участвуют в спецоперации наравне со всеми.
Спецназовец в случае ранения товарища должен действовать чётко по регламенту — сначала необходимо отразить удар противника, только затем оттащить раненого в безопасное место и оказать помощь. И снова броситься в бой.
К числу военнообязанных относятся и сотрудники медицинского пункта. Здесь работают терапевт, стоматолог, психиатр, фельдшеры. Обращаются чаще всего с простудными заболеваниями, переломами, порезами, синяками. В случае необходимости бойца госпитализируют в лазарет при медпункте или направляют в военный госпиталь.Средний возраст бойца — 29 лет. Отряд в основном состоит из служащих по контракту. Желающему вступить в ряды «Ермака» первым делом дают заполнить несколько анкет о себе, а затем отправляют проходить медицинскую комиссию. Параллельно с этим штаб выясняет все о кандидате, помогают в этом сотрудники ФСБ.
Если биография чиста (нет судимости и сомнительных «достижений»), то приглашают к прохождению теста на физическую подготовку и собеседование. Если по итогу всё хорошо, то с кандидатом заключают договор с испытательным сроком в три месяца.
Многие бойцы отряда пришли сюда после службы по призыву. Все необходимые знания и умения получали по ходу службы. Те, у кого есть диплом о высшем образовании, имеют больше шансов продвинуться по карьерной лестнице. Поэтому наиболее амбициозные бойцы заочно оканчивают вузы. Руководством это только приветствуется — на время учёбы и защиты диплома предоставляю дополнительный отпуск.Учения
В это время первая группа (та, что должна была продемонстрировать боевую готовность на внеплановой проверке) укомплектовала две машины «Урал» всем необходимым для поездки на полигон. По легенде — террорист захватит заложника и вместе с ним укроется в одном из частных домов в посёлке. Задача бойцов — ликвидировать террориста и освободить заложника.
Стоящие на вооружении «Уралы» были разработанны специально для нужд Росгвардии. В мирных условиях используются машины с кузовом покрытым брезентом для перевозки личного состава и грузов. В военный период солдат перевозят на «Уралах» с бронированной металлической капсулой и укреплённым днищем, такая машина способна выдерживать обстрел противника, мины и фугасы.
Незаменимы в бою и бронетранспортёры. В этом можно было убедиться на полигоне во время учений. Спецназ, вычислив дом, где укрывается террорист, подобрался к нему под прикрытием БТРа.
Действия выполняли чётко, но размеренно и без спешки, поскольку двор был заминирован. В какой-то момент произошёл настоящий (но безопасный для бойцов) взрыв — не заметили растяжку. В реальной ситуации это стоило бы жизни.
Второй взрыв прогремел в доме. Бойцы поняли, что оказались в опасной ситуации и открыли огонь из автоматов холостыми патронами.
Большинство помещений здания оказались «чистыми», а в одном нашли «убитого» террориста, заложника освободили (их роли выполняли двое служащих).
Все действия разворачивались на территории огневого комплекса, имитирующего посёлок — целая улица с несколькими одноэтажными домами и надворными постройками.
На полигоне есть всё, чтобы отработать любую ситуацию по предотвращению террористического акта. Например, захват поезда, вертолёта, автобуса. Для этих целей используют настоящие автобус и вагон, а также модель воздушного судна. А вот штурм многоквартирного дома отрабатывают на специальной бетонной постройке.
При штурме нужно много чего уметь, и речь не только о военной подготовке. Например, нужно немного быть альпинистом и с лёгкостью перемещаться по вертикальной плоскости вниз головой.Такие задания — обязательная часть испытания на получение права носить краповый берет. Этот тест представляет собой очень сложную полосу препятствий, пройти которую под силу не каждому. Ну а те, кто преодолел, удостоился берета цвета крови.
«Это признак того, что ты преодолел себя, победил свои страхи и проявил себя по-максимуму. Если не прошёл испытание, это равносильно тому, что ты погиб в бою. Но в отличие от настоящего боя, возможность пройти полосу препятствий предоставляется снова. Испытания проводятся два раза в год — весной и осенью», — пояснил значимость краповых беретов боец Игорь.
Жизнь после реформы
Реформа по созданию Росгвардии запустила ряд преобразований, в первую очередь — для отрядов спецназначения войсковой составляющей. Например, у них расширился круг задач, и теперь бойцы привлекаются к охране порядка и задержанию особо опасных преступников в городах и населённых пунктах наравне с ОМОН и СОБР. А последним, в свою очередь, стали доступны социальные бонусы как у военнослужащих.
Также в будущем росгвардейцев ожидают командировки для совершенствования боевого опыта. «На Северном Кавказе стало спокойнее, но противник не дремлет, учится, совершенствуется. Бандгруппы получают опыт, в том числе и на территории Сирийской Арабской Республики. Нашим военнослужащим тоже надо совершенствоваться, а без выполнения боевых задач навык теряется», — отметил военнослужащий Александр.
Смотрите также: Виды российского спецназа >>>