Карамелька спит, Беляш царственно растянулся на полу, а Бублик бегает из угла в угол. Нет, это не кулинарное шоу, так зовут питомцев первого новосибирского котокафе «Мурчим». Месяц назад заведение отпраздновало годовщину, после чего открыло вторую точку в Академгородке.
Котокафе «Мурчим» — заведение в формате тайм-кафе, где посетитель платит за проведенное в нём время, а чай, кофе и печенье получает бесплатно. В отличии от других антикафе, в «Мурчим» живут кошки, которые когда-то были бездомными.
Ещё три года назад в сегменте тайм-кафе была серьёзная конкуренция: в Новосибирске одновременно работали более десятка подобных заведений. Но потом тенденция пошла на спад, и некоторые антикафе закрылись, едва проработав год. Сейчас, по данным справочника 2ГИС, в городе работает шесть тайм-кафе, и среди них «Мурчим».Коты — главные
На пороге котокафе по адресу ул. Коммунистическая, 45 нас встретила приветливый администратор Анастасия. Она предложила снять уличную обувь и надеть тапочки или бахилы, а также сразу объяснила правила поведения: кошек можно гладить, кормить только тем, что продается здесь, и нельзя будить. Коты здесь главные, и они должны чувствовать себя комфортно.
Первой гостьей в это утро стала работающая по соседству Ольга. Каждый день перед работой она покупает здесь стаканчик кофе.
«Я прихожу сюда не только за этим, но и погладить кота. Вот этот рыжий всегда пытается сбежать. Мы думаем о том, чтобы взять отсюда домой кошку, но не знаем, как отреагирует наш кот на подружку, он у нас с характером», — рассказала Ольга.
В котокафе чисто и нет специфического кошачьего запаха. За порядком здесь следят с особой тщательностью. Ежедневно двухчасовая уборка, раз в неделю генеральная и раз в месяц полная санитарная обработка.
Лотки для животных стоят в отдельном, хорошо проветриваемом помещении. Оно достаточно просторное, так как служит ещё и комнатой отдыха для питомцев. Там они могут уединиться, что важно для тех кошек, которые боятся контакта с людьми.
«Это Тимон. Когда его нашли, у него была сломана челюсть, и мы поставили ему шину. Поначалу он боялся человеческих рук, видимо, когда-то его сильно избили. Здесь он со временем раскрылся и стал контактировать с людьми, научился доверять им», — рассказала совладелец котокафе Светлана Пальчунова.
Судьба этого питомца, к сожалению, не уникальна. В том плане, что здесь у каждого животного история непростая. Кого-то подобрали на теплотрассе, выкинутого хозяевами, кого-то нашли с переломанными лапами после того, как сбила машина...
Всех найдёнышей сначала приносят на передержку. Там животное находится примерно два месяца. За это время ему делают прививку от бешенства, лечат от паразитов, затем проводят обследование на инфекции, от которых нет вакцин. Когда кошка готова к «переезду» ей под холку ставят чип, который содержит всю информацию о ней. Эти данные можно считать с помощью специального устройства, которое есть в каждой ветклинике. Так что усы, лапы и хвост — это ещё не все документы.
Кошки приносят прибыль
Первое в мире котокафе появилось в Таиланде, но популярность приобрело в Японии. Позже такой формат прижился в США и Европе. В России первое котокафе открылось в Санкт-Петербурге под названием «Республика Кошек».
Новосибирское «Мурчим» стартовало в мае 2016 года. Идея такого бизнеса пришла совладельцам Светлане Пальчуновой и Анне Стародуб независимо друг от друга. Они подружились, когда были волонтерами в приюте для бездомных животных.
На открытие первой точки у девушек ушло около 600 тысяч рублей. Из них 200 тысяч это собственные сбережения, ещё 400 тысяч заняли у друзей. С ремонтом помогали родители и друзья, а интерьер Светлана, как дизайнер по образованию, разработала сама.
Через полгода все затраты окупились, котокафе стало приносить прибыль и девушки смогли рассчитаться с долгами. Второе котокафе открыли уже за собственный счёт. Сейчас во всей сети «Мурчим» работают девять человек, но предприниматели планируют расширять штат сотрудников.
Тарификация в котокафе стандартная для Новосибирска. Первый час обойдётся посетителю в 200 рублей. Далее пребывание в котокафе оценивается дешевле — 2 рубля за минуту.
Как и любое другое антикафе, «Мурчим» привлекает аудиторию
за счет творческих мастер-классов, лекций на разные темы, музыкальных вечеров и
игротеки. Но маркетинговые ходы нужны лишь для того, чтобы обеспечить
посещаемость в будни. С понедельника по пятницу здесь в среднем бывает по 40
человек. По выходным никаких мероприятий не проводят, наплыв желающих прийти в
гости пушистым питомцам и так достаточно большой.
«В первый день открытия котокафе в Академе у нас был настоящий бум! К нам пришли более 200 человек, а это достаточно много для заведения подобного типа. В Академгородке в принципе такие "движухи" более востребованы, так что мы ожидаем, что по субботам и воскресеньям у нас будет в среднем по 150 посетителей», — делится прогнозами Светлана.
Первую категорию клиентов составляют те, кто любит кошек, но по каким-то причинам не может завести их дома. «Вчера была девушка, она аллергик, но её дети обожают котиков, и они играют с животными здесь», — пояснила руководитель котокафе.
Ещё одна категория — те, кто неравнодушен к проблемам животных, но дома уже имеет свой небольшой «зоопарк». Другая часть аудитории — студенты и школьники. Здесь они собираются большой гурьбой, чтобы отпраздновать день рождения, и это им обходится дешевле, чем поход в обычное кафе. Девушка с кошками: «Мне всегда уже хватит»
Как раз одна из таких компаний зашла
в котокафе во время интервью. 12 человек шумно расположились на диванах, пуфах,
подушках и подоконниках, а рядом уютно расположились коты.
Справедливо возникает вопрос, а что с контролирующими органами? По словам Пальчуновой, проблем с ними не возникло. Котокафе не является заведением общепита, поэтому к нему не предъявляют таких санитарных требований как к обычным кафе.
Чай, кофе и печенье хранятся здесь в плотно закрывающихся банках. Напитки из кофемашины подаются посетителям в стаканчиках с крышками.
Эксплуатация или шанс на жизнь?
Но если у Роспотребнадзора нет нареканий к работе котокафе, то претензии возникают у некоторых зоозащитников. «Котокафе — это цивилизованный вариант контактного зоопарка, поскольку каждый желающий может прийти и погладить кошку, но это его ни к чему не обязывает. А мы, зоозащитники, стремимся к тому, чтобы животных уважали, а не использовали как игрушку», — заявила борец за права животных Татьяна Палкина.
Владельцы котокафе категорически с этим не согласны. Изначально «Мурчим» создавалось как социально ответственный бизнес. И одна из задач — предоставлять кров бездомным животным. 57 кошек уже нашли хозяев среди гостей котокафе. На их место заселились новые. Сейчас в первом заведении живут 11 кошек, а в котокафе Академгородка — 16.
Но это, уверяют владельцы, только начало. Почувствовав финансовую стабильность под ногами, Светлана и Анна задумались о целой рекламной кампании в поддержку бездомных животных. Девушки уже начали переговоры с мэрией о размещении на улицах города социальной рекламы. Дизайн плакатов разработала Светлана.
«Ничего плохо в этом нет. Котокафе — это возможность для бездомных животных устроиться. Это тоже самое, как если бы они жили у нас в приюте, только здесь условия хуже, не такой большой поток людей и о нас меньше знают. Главное, чтобы в городе было меньше бездомных животных, и котокафе по-своему решает эту проблему», — прокомментировала другая зоозащитница, руководитель общественной организации «Защити животных» Елена Старкова.
Эту позицию разделяет и маркетолог Анжела Смелова, только она видит в котокафе еще и пример того, как социальный проект может стать успешным стартапом.
«Практически все антикафе работают не столько в формате бизнес-проекта, сколько акцентируют внимание на социальной направленности. Это скорее досуговый центр с дополнительным контентом проводимых мероприятий, что и делает бизнес-проект вполне успешным», — прокомментировала Анжела Смелова.