Случай заражения бубонной чумой зафиксирован в Горном Алтае. Туристы в социальных сетях забили тревогу: безопасно ли ехать сюда на отдых? Специалисты рассказали Sibnet.ru, есть ли реальные риски заражения и зачем местные жители едят сурков, один из которых и был источником опасной инфекции.
Бубонная чума – инфекционное заболевание с высоким уровнем смертности, ее переносят блохи, паразитирующие на грызунах. В Средневековье от бубонной чумы в Европе погибли около 25 миллионов человек. Сегодня при своевременном обращении за помощью болезнь лечится.Десятилетний ребенок приехал на лето к бабушке с дедушкой на отдаленную чабанскую стоянку в Кош-Агачском районе. Он заразился, когда помогал деду разделывать тушку сурка. Незадолго до этого ребенок поранил левую руку. «Я держал сурка за ножки, когда дедушка снимал шкурку», — рассказал мальчик медикам.
Как пояснил представитель Роспотребнадзора, инфекция попала в организм через незажившую ранку. Через несколько дней у ребенка поднялась температура до 39,6 градуса, и в подмышечной области слева увеличился лимфатический узел (бубон). Приехавшая на вызов фельдшер скорой помощи поставила диагноз: «подозрение на чуму бубонной формы». Ребенка госпитализировали, а всех контактировавших с ним поместили в карантин.
Сейчас, рассказал собеседник, мальчик выздоравливает, «бубоны» почти не прощупываются, уменьшаются в размерах. Из изолятора отпустили практически всех контактных лиц, под наблюдением остается лишь один мальчик, но симптомов болезни у него нет.
Прививки для охотников
В высокогорном Кош-Агачском районе расположен природный очаг чумы, а последние два года среди грызунов здесь наблюдается эпидемия болезни. Охота на сурков запрещена на всей территории республики, однако жители района запрет игнорируют. Мясо сурков у них считается практически деликатесом.
«За последние два года у нас чумой заражались два человека, оба охотники, оба добывали сурков, зная об опасности. Не понимают граждане, что играют в рулетку с чумой, ведь чаще всего заболевают сами охотники, их жены и матери, которые готовят мясо, их дети и внуки, которые это мясо едят», — уточнил представитель Роспотребнадзора.
Семья заболевшего мальчика, по словам собеседника, знала о запрете на сурковую охоту, однако на стоянке специалисты нашли капканы для ловли сурков, а дома в холодильнике «лежали мастерски разделанные тушки сурков».
Местных жителей, периодически контактирующих с грызунами, от болезни прививают, но приехавший на каникулы мальчик вакцину не получил — родители не сообщили специалистам, что повезут ребенка на стоянку. Между тем, другие дети, отправившиеся в гости к родственникам в высокогорье, были привиты. Сам дедушка и родители мальчика, часто посещающие стоянку, тоже прививки ставили.
После резонансного случая в районе началась поголовная вакцинация населения от чумы. Ранее прививали лишь относящихся к «группе риска» — животноводов, охотников, госинспекторов. Сейчас вакцину получили уже почти 10 тысяч человек, еще больше тысячи получат прививку в ближайшее время.
Сурки — млекопитающие, представители отряда грызунов семейства беличьи. Прародина сурков — Северная Америка, откуда они распространились через Берингию в Азию, и дальше — в Европу. Сурки являются естественными переносчиками бубонной чумы. В Республике Алтай сурки обитают в Улаганском и Кош-Агачском районе, однако только в Кош-Агачском районе, граничащем с Монголией, они заразны.Деликатес или смерть?
Сурковое мясо у многих народов считается деликатесом, в том числе и у жителей Кош-Агачского района. Традиция эта древняя и распространенная у многих народов Азии. Однако, говорят специалисты, часто охотничьими трофеями становятся менее поворотливые и заторможенные зверьки, больные чумой.
Сурки разносят чуму и в соседних странах. Так, в 2013 году от бубонной чумы в Ак-Суйской больнице Иссык-Кульской области умер 15-летний подросток. Он съел с друзьями шашлык из сурка. А в китайском городе Юймэнь в 2014 году от легочной, более опасной, формы чумы умел мужчина, который разделал найденного мертвого сурка для своей собаки. В городе тогда ввели карантин, все выезды были заблокированы армейскими частями. В прошлом году в Монголии после охоты на сурка погиб подросток, хотя в этой стране запрет на добычу сурков длится уже более 10 лет. Панты и кровь: дикая экономика Алтая
На Алтае впервые очаг чумы обнаружили еще в 1961 году, когда в долине реки Уландрык от грызунов и блох выделили 10 штаммов чумного микроба.
«Наблюдение за природным очагом чумы в Кош-Агачском районе проводится уже 55 лет. Ликвидировать очаг, две трети которого находятся на территории Монголии, невозможно. Жителям Кош-Агачского района надо научиться жить, соблюдая правила безопасности, чтобы снизить риски заражения до минимума», — подчеркнул представитель контролирующего ведомства.
Досмотр машин
«Мы не ограничиваемся вакцинацией, проводим разъяснительную работу, обрабатываем территорию населенных пунктов и животноводческих стоянок от грызунов, специалисты обследуют местность», — сказал собеседник.
Представитель регионального веткомитета в свою очередь сообщил, что созданы три бригады по регулированию численности сурка, они уже приступили к работе. А, по словам сотрудника таможни, на пункте пропуска «Ташанта» усилен контроль за въезжающими, ежедневно здесь досматривают 200-300 человек. Два передвижных поста ГИБДД досматривают машины, выезжающие со стороны зоны риска в районе сел Мухор-Тархата и Ортолык.
Тем не менее, тайная добыча сурков в районе продолжается. Всего пару дней назад при проверке качества обработки территории от грызунов шкурки этих животных нашли на свалках в трех селах района.
Ехать или не ехать?
Новость про заболевшего чумой мальчика за считанные часы разлетелась по стране. Граждане, собирающиеся в Горный Алтай на отдых, забили тревогу и даже начали перепланировать свои отпуска, чтобы не подцепить невзначай экзотическую заразу.
«Только собрался туда съездить, что теперь, маршрут менять?», «То одно, то другое! Вот и съезди в Горный», «Недавно ездили с друзьями в Кош-Агачский район, просто путешествие небольшое. Кучу сурков видели...так что все равно предупреждать народ следует», «Вот и подспорье «чистоте» Горного Алтая, а для так рьяно развивающих внутренний туризм не хилая такая «конкуренция»». Эти и множество подобных высказываний оставили пользователи в социальных сетях.
Трехминутный загар и роковой каньон: что еще не знаем об Алтае
Однако, как пояснил Sibnet. Ru представитель Алтайской противочумной станции, бояться не стоит. Природный очаг чумы расположен в отдаленных местах высокогорного Кош-Агачского района, куда организованные туристические группы просто не водят, а путешествующих самостоятельно туристов не пустят специальные патрули.
«Должен быть полностью исключен контакт с сурком, с ним нельзя контактировать, отлавливать. Туристы не должны находиться на зараженной местности, однако турфирмы там и не прокладывают маршруты. Сейчас у нас в тех местах работают группы, они докладывают, что кроме животноводов на стоянках, там никого нет, никаких туристов», — пояснил собеседник.
Эпидсезон в районе продлится до 15 сентября, и до этого времени там работают патрули администрации района, полиции, задействованы пограничники, которые в случае обнаружения посторонних должны будут выпроводить их с опасной территории.
Наиболее опасными территориями в Кош-Агачском районе, по информации специалиста противочумного ведомства, являются урочище Сербисту, Ирбисту, Кок Озек («Зелена долина»), Елангаш, долина реки Барбургазы, окрестности озера Кидыктукол, бассейн Уландрыка.
«В принципе ограничений для посещения Кош-Агачского района нет, но только все должно быть под контролем», — подчеркнул он.
Традиции опасны
Количество посещающих регион растет ежегодно и, как прокомментировал Sibnet.ru министр экономического развития и туризма республики Евгений Ларин, турпотоки постепенно «расползаются» на дальние, высокогорные районы, включая и Кош-Агачский, поскольку люди становятся мобильнее, а инфраструктура развивается.
«Кош-Агачский район обладает огромным потенциалом, здесь много объектов археологического и культурного наследия, просто потрясающая природа. Что же касается данной ситуации, в ней нет ничего критичного, и это понимают как специалисты, так и грамотные обыватели», — сказал Ларин. Опасности Алтая: как и зачем местные "троллят" туристов
«По итогам июня у нас поток туристов вырос уже на 17%. Кош-Агач – не самое популярное у отдыхающих место, но только за прошлый год через таможню на границе с Монголией прошло 55 тысяч человек, и с российской стороны это в основном – туристы», — уточнил министр.
По его убеждению, если соблюдать все требования и рекомендации, не нарушать запреты, никаких рисков нет: «В наше время благосостояние людей не делает необходимым их охоту на диких животных, в частности, сурков. Это скорее многовековая традиция, мясо сурка для местных жителей – особый деликатес. Но люди должны понять, что сейчас это стало просто опасно».