Выпускники автошкол Красноярска опасаются, что очередь на экзамен в ГИБДД может растянуться на месяцы из-за нехватки людей, проводящих финальное испытание, в дорожной полиции. Однако будущих водителей не бросили на произвол судьбы: на сторону курсантов встали юристы и антимонопольщики.
Автошколы Красноярска рискуют получить квоты на число курсантов, сдающих экзамен на водительские права. В скором времени пройти испытания и получить удостоверение смогут не более тридцати человек в месяц. Это связано с нехваткой кадров в новой структуре дорожной полиции.
По трудовому законодательству, работники ГИБДД физически не имеют возможности принять экзамены у всех выпускников городских автошкол. Нормативами определено, сколько времени инспектор должен уделить каждому курсанту, сократить его он не имеет права.
Первым регионом, где ввели подобные ограничения, стал Хабаровский край, следующим — Красноярский край. Учащиеся автошкол опасаются, что очередь на экзамены по вождению и теоретической части растянутся на месяцы.
— Неужели власти добиваются того, чтобы водительские удостоверения мы приобретали на черном рынке из-под полы, — возмущается курсант Александр Фоменко. — Мало кто идет в автошколу просто за компанию или на будущее, чтобы права просто были. Мне и многим моим сокурсникам документ на право управлять автомобилем нужен уже сейчас, и как поступать в условиях, если через месяц вдруг придется столкнуться с такой проблемой, мы не знаем.
По словам председателя Ассоциации автошкол Красноярского края Константина Медведева, ему уже известно о фактах, когда школы, в которых число учеников меньше установленной квоты, стали торговать местами, а курсанты — самостоятельно записываться на экзамены с помощью третьих лиц.
— Посреднические услуги взял на себя некий индивидуальный предприниматель, который, судя по всему, получает информацию от человека в погонах. Естественно, все это за отдельную плату, — рассказывает Константин Медведев. — С одной стороны, автошколам станет проще: не нужно больше беспокоиться о том, как и когда выпускники будут сдавать экзамены. С другой — эта ситуация не устраивает курсантов, которые рассчитывают получить комплексную услугу.
Привлечь внимание к проблеме выпускники автошкол планируют всеми доступными средствами.
— Если потребуется, мы выйдем на улицы с плакатами, мы расскажем журналистам, что нам приходится пройти, прежде чем попасть на экзамен, — говорит выпускница автошколы Ангелина Романцева. — И, заявляя об этом открыто, мы рискуем. Тут ведь как в студенческие годы: поссорился с преподавателем — будешь ходить на экзамен до посинения.
В региональном управлении Федеральной антимонопольной службы считают, что красноярским автошколам и их деятельности созданы необоснованные препятствия. Кроме того, появились "условия для коррупционных действий и проявлений".
— Мы попробуем оспорить ситуацию в суде, но опыт наших дальневосточных соседей показал, что это бесполезно. Хабаровский суд не нашел нарушений антимонопольного законодательства в действиях дорожной полиции, — объясняет заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко. — В решении суда говорилось, что допуск к сдаче экзаменов в ГИБДД не входит в компетенцию автошкол. Они лицензированы только на образовательные услуги, которые выполняют в полном объеме.
При этом нет никаких нормативных актов, которые бы запрещали автошколам содействовать своим выпускникам в организации сдачи экзаменов на получение водительских прав.
Член адвокатской палаты Красноярского края Алексей Сухарев рассказывает, что люди уже приходят на консультации и просят совета, как правильно поступить, если проблема с ограничениями всплывет и в Красноярске.
— Как известно, крайним у нас всегда остается потребитель. Но в данной ситуации, я считаю, воздействовать на органы ГИБДД можно. В своих исках красноярцы должны опираться на право защиты интересов граждан. Только это уже в компетенции не антимонопольных органов, а прокуратуры, — утверждает Алексей Сухарев.
К слову, в краевом ГИБДД комментировать ситуацию отказались, ссылаясь на "отсутствие темы для разговора".