Пассажиры самолета Airbus A320 «Уральских авиалиний» возвращались из Сочи в Омск, но неожиданно оказались на пшеничном поле в Новосибирской области. Что произошло с воздушным судном?

«Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках, все предметы, которые могут нанести повреждения. <…> Положите голову на колени, накройте голову руками, держите колени вместе, ступни врозь», — так инструктировала стюардесса пассажиров Airbus перед экстренной посадкой.
Самолет Airbus A320-214 благополучно сел на пшеничное поле в Убинском районе Новосибирской области в 5.44 мск (9.44 по местному времени) во вторник, 12 сентября. На борту находился 161 человек, в том числе шесть членов экипажа и 23 ребенка.
Экипаж собирался запланированно садиться в Омске, но отказала одна из трех гидравлических систем лайнера, важная для управления самолетом, следует из данных авиакомпании и переговоров пилотов.
«Серег, че, серьезно? — Да, гидрашка зеленая, вытекла полностью. — Вонючий случай», — такой диалог состоялся между командиром экипажа и диспетчером.При отказе зеленой гидравлики происходят сбои в работе спойлеров (часть тормозной системы) и закрылков. Посадочная дистанция в этом случае увеличивается.
Летчики опасались, что воздушному судну не хватит длины взлетно-посадочной полосы в Омске и лайнер на скорости выкатится за ее пределы. А если не выкатится, то останется на полосе, так как передняя стойка шасси стала неуправляемой. А на омском аэродроме это полоса единственная.
Поэтому пилоты решили увести борт в Новосибирск, где ВПП длиннее (в Новосибирске 3 км, в Омске 2,5 км). Пошли в низком эшелоне на сниженной скорости.
Но из-за встречного ветра и сопротивления неубираемых шасси быстрее расходовалось топливо, и самолет пришлось экстренно сажать на ближайшее подходящее поле, сообщил на брифинге генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов.
По оценкам авиаэкспертов, это очередное чудо. Хотя, пилоты и отрабатывают на тренажерах посадки на неподготовленные поверхности, Airbus A320 вовсе не приспособлен для подобных посадок, тем более, с такой проблемой.
При том, что лайнер с отказавшей гидравликой летел на остатках керосина, пилоты смогли сманеврировать, с воздуха визуально найти посадочную площадку и приземлить лайнер так, что его не повело, не разорвало, вообще практически никаких видимых повреждений.




На грунте, в поле ровно удержать самолет до полной остановки — задача совсем неординарная. Помогла ли этому неубранная пшеница (как неубранная кукуруза, на которую сел А321 под Жуковским в 2019 году) — мнения расходятся.
«Отказ гидравлической системы любого типа — это крайне редкий и опасный случай. Безопасная посадка в такой ситуации — это чудо, и экипаж, безусловно, достоин высшей оценки и наград», — прокомментировал Алексей Рогозин, глава АНО «Центр развития транспортных технологий» (сын Дмитрия Рогозина).
Пассажиры
Пассажиров привезли в ДК села Убинское. Отсюда их отправят в Омск или Новосибирск другими видами транспорта.
По данным Минздрава Новосибирской области, двум взрослым медицинскую помощь оказали на месте: по поводу повышения артериального давления и приступа бронхиальной астмы.
Травм в результате экстренной посадки никто не получил. Но после осмотра двоих взрослых с предварительным диагнозом «ушиб» направили в ЦРБ на рентген.
Каждому из пассажиров будет выплачено по 100 тысяч рублей в качестве компенсации, отметил гендиректор «Уральских авиалиний».
Воздушное судно
Самолет A320-214 с бортовым номером RA-73805 был выпущен на заводе в Тулузе в феврале 2004 года и тогда же совершил первый полет.
«Уральские авиалинии» взяли самолет в операционный лизинг в 2013 году. До этого он эксплуатировался двумя арабскими авиакомпаниями — Air Arabia Air и Arabia Maroc.
Сертификат летной годности на судно был выдан 28 ноября 2022 года и действует по 31 декабря 2024 года.
Экипаж
Командир воздушного судна — Сергей Белов. Потомственный пилот, сообщил официальный телеграм-канал «Уральских авиалиний». Летчику исполнится 33 года 28 сентября.
Его дед служил штурманом авиаэскадрильи стратегических ракетоносцев Ту-16, а отец летал на Ту-154 и работал пилотом-инструктором.
«Я просто не представляю для себя другой профессии и мечтаю продолжить знаменитую летную династию моей семьи», — рассказывал о себе Белов.
Второй пилот — Эдуард Семенов. Ему 56 лет. Учился в Актюбинском высшем летном училище Гражданской авиации. В авиакомпании «Уральские авиалинии» работает с 2013 года. «Помогли вера и годы практики», — прокомментировал он экстренную посадку.

Бортпроводниками на рейсе работали Дарья Глушакова, Аиша Гумметова, Дмитрий Костылев и Дмитрий Рябов.
До конца расследования экипаж будет отстранен от полетов. Сотрудники будут писать объяснительные и беседовать с представителями ведомств.
Самолет планируют восстановить, внешне он не поврежден. Как будут транспортировать самолет из Новосибирской области, генеральный директор «Уральских авиалиний» пока не знает. ЧП
Не забывайте историю про самолет на кукурузном поле