НАВЕРХ

Уроки «Титаника»: как катастрофа изменила морской транспорт

Фото: Willy Stöwer, died on 31st May 1931
Ровно 104 года назад, 3 июля 1916 года лондонский суд постановил, что лайнер «Титаник» погиб «вследствие столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой его вели». Гибель этого казалось непотопляемого чуда техники и бессилие людей перед стихией кардинально изменили представления и требования к безопасности морских путешествий.

Катастрофа «Титаника» стала одним из символов XX века и крушением надежд человечества на торжество технического прогресса. Никто не мог предположить, что 14 апреля 1912 года, в 23.40 по местному времени великолепный лайнер столкнется с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

Титаник
Фото: © F.G.O. Stuart / Creative Commons

И даже в самом жутком кошмаре никто не мог предвидеть, что гордость британских кораблестроителей уже в 2.20 15 апреля разломится на две части и уйдет под воду. Экипаж и пассажиры судна были уверены в его непотопляемости. Но более полутора тысяч из них окажутся в ледяной воде и вместе с ним утонут.

Американская версия 

Расследование обстоятельств трагедии началось незамедлительно. В США его вел специально созданный следственный подкомитет американского сената. Особое внимание американцы уделили ошибкам экипажа и его капитана Эдварда Смита, а также массовой гибели пассажиров III класса.

Следственный подкомитет пришел к выводу, что команда была недостаточно подготовленной, а дисциплина в ней — запущенной. Капитана Смита обвинили в чрезмерной самоуверенности и нежелании слушать неоднократные предостережения подчиненных.

Спасшиеся пассажиры Титаника
Фото: © passenger on the Carpathia / Creative Commons

Был отмечен ряд ошибок экипажа. В первую очередь, речь шла о крайне низкой организация спасения людей. Пассажиры III класса не были своевременно оповещены, а когда узнали о смертельной опасности стало уже поздно — большая часть спасательных шлюпок была уже в море. При этом по вине команды шлюпки, которых и так было недостаточно, спускались на воду полупустыми.

Версия британская

В Великобритании расследование крушения поручили комиссии лорда Мерси. Британцы в отличие от американцев сосредоточились не на действиях экипажа, а на проблемах мореплавания и навигации. Дело принято совсем другой оборот.

Действия капитана Смита, по мнению комиссии, были хотя и ошибочными, но небезответственными. Поэтому обвинять его не стали. Поведение экипажа признали добросовестным, хотя, организация по спасению пассажиров могла быть и лучше.

Гибель большого числа пассажиров III класса лорд Мерси объяснил «большей неохотой пассажиров этого класса покидать судно, их нежеланием расставаться со своим багажом».

В итоге уголовную ответственность за крушение никто не понес, поскольку основной причиной катастрофы были признаны погодные условия.

Виновна ли «Калифорния»

Оба следствия, и американское, и британское подвергли моральному осуждению капитана парохода «Калифорния» Стэнли Лорда. Его судно якобы находилось в шести милях от места катастрофы, но проигнорировало сигналы бедствия и не пришло на помощь гибнущим людям.

Обвиненный в самом тяжелом морском преступлении Лорд до конца своих дней носил пятно позора и ужасно страдал от этого. Только после его смерти в 1962 году выяснилось, что он невиновен.

Пароход Калифорния
Фото: Wikimedia

На «Титанике» видели огни другого корабля — норвежского судна «Самсон». Идя домой с браконьерским уловом, оно не стало себя обнаруживать и удалилось от терпящего бедствия корабля.

Непотопляемость и шлюпки

Гибель «Титаника» стала уроком и предупреждением для судостроителей, моряков и пассажиров. После завершения расследования трагедии комиссии дали многочисленные рекомендации для повышения безопасности морских перевозок.

Впервые были созданы международные правила с четкими и строгими требованиями, предъявляемыми к непотопляемости пассажирских судов. На международной конференции была принята Конвенцию об охране человеческой жизни на море.

Спасательная партия осматривает перевернутую шлюпку с Титаника=
Фото: © Wikimedia / Creative Commons

В этом документе определены правила деления судов на водонепроницаемые отсеки, а также требования, предъявляемые к другим элементам конструкции обеспечивающим непотопляемость.

Предельно четко в Конвенции говорится о спасательных средствах пассажирских судов: «Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, имеют на каждом борту спасательные шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения общего числа лиц, находящихся на судне, и спасательные плоты общей вместимостью, достаточной для размещения 25% общего количества людей на судне».

Таким образом, современный пассажирский лайнер обязан иметь значительно больше посадочных мест в шлюпках и на плотах, чем людей на судне.

Осторожно, айсберги

Особе внимание после гибели «Титаника» стало уделяться угрозе столкновения с айсбергами. Все судоходные компании включили в инструкции пункт о том, что в случае, если по курсу или вблизи него обнаружен лёд, судно в сумерках обязано идти малым ходом или изменить курс так, чтобы обойти опасный район.

С 1912 года сначала ВМС США, а потом американская Береговая охрана стали следить за дрейфующими льдами и оповещать о них близлежащие корабли. Позднее к этому делу подключился Международный ледовый патруль, задачей которого является мониторинг ледовой обстановки.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся Титаник
Фото: The chief steward of the liner Prinz Adalbert

Другим важным изменением правил морского судоходства было требование об обязательном наличии на судне радиосвязи и круглосуточном прослушивании радиоэфира.

Проектировщиков и производителей судов Конвенция об охране человеческой жизни на море обязала уделять особое внимание возможным пожарам, шторма и столкновениям с другими плавсредствами. Их теперь строят таким образом, чтобы минимизировать риск для жизни пассажиров.

Еще по теме
Восемь человек пострадали в Ельце в результате атаки дронов
Более 80 самолетов ушли на запасные аэродромы из‑за дронов
Силы ПВО за ночь уничтожили 105 украинских беспилотников
Собянин заявил об отражении атаки беспилотников на Москву
смотреть все
Обсуждение (0)