Чеченская война, как и другие военные конфликты, вызвала особый интерес кинематографа: на рубеже XXI века снято несколько десятков кинолент о событиях на Кавказе. Некоторые из них — полная реконструкция событий или основаны на реальных событиях и сняты в местах ведения боев.
«Кавказский пленник», 1996
Сюжет фильма развивается на Кавказе. Двое российских военнослужащих, прапорщик Саня (Олег Меньшиков) и рядовой Иван (Сергей Бодров-младший), попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику.
Фильм снял режиссер Сергей Бодров-старший. Действие происходит в 1990 годы во время Первой чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне в XIX веке).
«Чистилище», 1997
В центре сюжета этой военной драмы бои за больничный комплекс в Грозном, занятый российскими солдатами во главе с раненым полковником, потерявшим глаз. Между ним и командиром подразделения армии Ичкерии ведется диалог в эфире. Все экранное время занимают интенсивные боевые действия, снятые в полудокументальной, натуралистической манере.
В фильме снялся знаменитый по комедийным ролям Дмитрий Нагиев. Фильм, хоть и дает отсылку к реальным событиям, но все же в нем достаточно вольностей. Например, 131-я отдельная мотострелковая бригада, о которой идет речь, в реальности вела бой не за больничный комплекс, а за железнодорожный вокзал.
«Блокпост», 1998
Фильм показывает не военные действия, а солдатский быт. В 1996 на Северном Кавказе один из взводов отправлен на блокпост в окрестностях относительно тихого поселка, чтобы уберечь солдат от мести со стороны жителей одного горного аула. Парни в военной форме ждут, когда улягутся страсти, и в это время спят, едят, курят травку, по очереди занимаются сексом с девушкой, за услуги которой расплачиваются патронами. Потом эти патроны окажутся в стволе винтовки неуловимого стрелка-одиночки, наблюдающего за блокпостом.
Фильм снят без кровавых сцен, но режиссер Александр Рогожин сумел показать войну такой, какая она есть внутри, в быту.
«Война», 2002
Аслан Гугаев, командир отряда чеченских боевиков, отпускает пленников, среди которых русский солдат Иван Ермаков и англичанин Джона Бойла, с которого чеченский командир потребовал 2 миллиона фунтов стерлингов в качестве выкупа за невесту Маргарет. В плену остаются Маргарет и капитан российской армии Медведев. Джон не находит нужную сумму, но находит Ваню Ермакова, живущего в Тобольске. Джон и Ваня опять едут в Чечню, чтобы освободить английскую девушку и русского капитана.
Фильм снял режиссер «Брата» — Алексей Балабанов. Главную роль исполнил молодой Алексей Чадов. Также в картине снялся Сергей Бодров-младший. Это первый фильм про Чечню, который, хоть и частично, но снимался на чеченских землях, в частности на блокпосте при въезде в Грозный. Для большей реальности многих чеченцев в фильме играют настоящие чеченцы, а федералов — настоящие солдаты, вертолетчики, разведчики-контрактники.
«Александра», 2007
Еще одна киноистория, которая показала изнанку Чеченской войны. По сюжету, пожилая женщина Александра приезжает в военную часть навестить внука, офицера Российской Армии, служащего в Чечне. Она живёт в военном городке, общается с солдатами, ходит по рынкам, разговаривает с местными жителями. Глазами Александры зритель видит жизнь в Чечне по обе стороны войны.
Главную роль исполнила заслуженная артистка СССР Галина Вишневская.
Фильм снял режиссер Александр Сокуров («Отец и сын», «Русский ковчег»). «Александра» признана лучшей картиной XXI века по версии сайта They Shoot Pictures.