НАВЕРХ

Сибирский «фехтовальщик»: Су-24 стал легендой боевой авиации

Фото: © пресс-служба Минобороны России

Фронтовой бомбардировщик Су-24, прозванный в НАТО Fencer (фехтовальщик), совершил первый полет полвека назад. Всего на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова выпущено порядка 1400 таких самолетов, ставших основой ударной авиации страны и выполняющих боевые задачи в различных точках мира.

Вечером 21 апреля 1996 года на возвышенность у чеченского села Гехи-Чу выехала «Нива». Из машины вышел генерал Джохар Дудаев и достал спутниковый телефон. Традиционный сеанс связи лидера мятежной Чечни, загнанного в горы российской армией. Разговор был коротким. Раздался мощный взрыв. Дудаев и двое охранников были убиты. Су-24, пустивший умную ракету, развернулся и взял курс на аэродром.

Это лишь один эпизод из почти полувековой истории боевой службы легендарного российского фронтового бомбардировщика.

Фото: Russian Ministry of Defence / CC BY 4.0

Изменяемая стреловидность

Су-24 стал ответом на вызов времени. В начале 1960-х в мире произошли революционные изменения в военном деле. Появление управляемого ракетного вооружения кардинально изменило взгляды на боевую авиацию и тактику ее применения. Зенитные ракеты «прогнали» истребители и бомбардировщики с больших и средних высот.

Основной на то время советский ударный самолет Су-7Б перестал устраивать военных. Нужна была принципиально новая машина, способная преодолевать ПВО на сверхзвуковой скорости и предельно малых высотах. Важнейшим требованием была всепогодность нового самолета, то есть способность действовать вне зависимости от погоды и времени суток. За решение этой задачи взялось КБ Сухого. Су-34 признан лучшим ударным самолетом мира

Проблему устойчивого сверхзвукого полета на малых высотах удалось решить за счет крыла большой стреловидности. Но такая конструкция привела к высоким взлетным и посадочным скоростям, требующим идеально ровных и длинных полос. А фронтовой бомбардировщик должен действовать с полуразбитых и грунтовых аэродромов.

Конструкторы сделали «ход конем». На самолете по примеру новейшего на тот момент американского тактического бомбардировщика F-111 применили крыло с изменяемой стреловидностью. В зависимости от режима полета на Су-24 консоли крыла устанавливаются в одно из четырех положений: 16 градусов — на взлете и при посадке, 35 — в крейсерском дозвуковом полете, 45 — при боевом маневрировании и 69 градусов — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Огибание рельефа местности

Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим огибанием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик на огромной скорости несется над землей, а бортовая система по данным от специальной РЛС «Рельеф» дает команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке. Такой режим полета оказался не всем под силу, поэтому на Су-24 служили и служат только летчики с крепкими нервами.

Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за счет сложнейшей прицельно-навигационной системы (ПНС) «Пума». Она включает 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и др. «Пума» обеспечивала по тем временам просто фантастический функционал, позволяющий летать и наносить удары при минимальной видимости.

Впервые в отечественной авиации пилот и штурман фронтового ударного самолета были размещены в кабине рядом, плечом друг к другу. Летчики теперь могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в боевой обстановке, где каждая секунда на счету.

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — летчика и штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64 метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета — 1,7 тысячи километров в час. Практический потолок — 11 тысяч метров. Перегоночная дальность — 3 тысячи километров, боевой радиус действия — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.

Су-24 стал первым советским самолетом, где применили систему катапультирования с креслами К-36Д, обеспечивавшую спасение экипажа практически на всех режимах полета и на любой высоте, в том числе нулевой.

В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. И так получилось, что ручка управления штурмана зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший летчик был с земли выброшен катапультным креслом в воздух. На штатной высоте раскрылся парашют, и он благополучно приземлился неподалеку.

Экипаж самолета, помимо своей воли испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.

Запуск в серию

Первый полет Су-24 выполнил 17 января 1970 года. В скором времени было развернуто серийное производство новой машины на Новосибирском заводе имени Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске уже 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в Военно-воздушные силы.

В июне 1979 года с аэродрома Новосибирского авиазавода впервые взлетела модернизированная версия самолета — Су-24М. Она получила усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионным прицельным комплексом «Кайра-24» и станцией обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория».



Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное вооружение. Су-24М имеет встроенную шестиствольную пушку калибра 23 миллиметра ГШ-6-23 с боезапасом 500 выстрелов, расположенную на левом воздухозаборнике.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с телевизионным наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58. В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения Р-60 (Р-60М). Самолет может нести и ядерное оружие.

Боевая служба

Производство Су-24 завершено в 1993 году. За все время Новосибирский авиазавод произвел порядка 1400 самолетов этого типа в разных модификациях. Отстоит ли Россия господство в воздухе?

В 2007 году весь российский парк Су-24 начал модернизироваться до версии Су-24М2, получившей новейшее радиоэлектронное оборудование, выполненное на основе твердотельной цифровой электроники и способной применять весь комплекс управляемого вооружения, разработанного для самолета нового поколения — Су-34.

«Фехтовальщик» прошел через многочисленные военные конфликты, начиная с Афганистана и заканчивая Сирией, и заработал репутацию надежной и смертоносной боевой машины.

«Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР. Он обладает превосходными характеристиками по показателю боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности», — писал в годы холодной войны английский журнал Air international.



Еще по теме
Российские танки оснастят системой защиты «Лесочек»
Новый самолет «судного дня» построят на базе Ил-96-400М
Создатели Aurus разработают линейку авто на водороде
Россия впервые применила на учениях новейшую огнеметную систему
смотреть все
Обсуждение (2)