Аналитики Vygon Consulting предложиди России по примеру Саудовской Аравии ввести госрегулирование оптовых и розничных цен, чтобы избежать резкого роста стоимости бензина. Это означает отказ от рыночного ценообразования
«Стабильный уровень цен обеспечивается только давлением на нефтяные компании. Тогда возникает вопрос: почему нельзя перейти к полностью регулируемой модели и обеспечить комфорт для всех участников рынка», — приводит РБК исследование консалтинговой компании Vygon Consulting.
Аналитики напомнили, что в мае 2018 года оптовые цен на бензин в России превысили розничные, что привело к убыткам нефтепереработчиков и АЗС, а также за этим последовал резкий рост цен на заправках. И в ситуацию даже пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину.
Это «знаковое событие для топливного рынка РФ, который не прошел проверку на устойчивость при резком изменении соотношения нефтяных котировок и курса рубля», указывают эксперты Vygon Consulting. При этом экстренное снижение акцизов с июня 2018 года, принятое правительством, «принципиально не изменило ситуацию».
«Нефтеперерабатывающие заводы и заправки остаются уязвимым звеном, компенсируя разницу между сдерживаемой государством розницей и рыночным оптом. Разрабатываемые компенсационные механизмы в рамках налогового маневра не совершенны и не дают гарантий будущей финансовой стабильности НПЗ и АЗС», — предупреждают аналитики. Так, планируемое повышение акцизов в 2019 году может привести к еще большему дисбалансу оптовых и розничных цен.
Жесткий контроль
В качестве «альтернативного варианта» решения этой проблемы
аналитики Vygon Consulting и предлагают ввести госрегулирование цен на. Розничную
цену можно индексировать на уровне инфляции, а оптовую привязать к ней с
помощью фиксированного дифференциала, который будет состоять из усредненных
транспортных затрат, расходов на содержание АЗС и нормы сбытовой прибыли,
которые составляют около 6 рублей на литр, говорится в исследовании.
Таким образом, оптовую цену можно устанавливать по формуле «розница минус 6 руб./л». В этом случае в акцизы на топливо будет встраиваться «компенсационный механизм», выравнивающий доходность поставок с НПЗ на внутренний рынок и экспорт.
Одновременно предусматривается бюджетный механизм для обеспечения стабильных поступлений в дорожные фонды. При росте цен на нефть снижение доходов от акцизов будет компенсироваться за счет увеличения нефтегазовых доходов. Такой подход позволит полностью контролировать розничные и оптовые цены без ущерба для отрасли, уверяют аналитики.
Примером жесткого регулирования топливных рынков является Саудовская Аравия. Внутренние цены на бензин в этой стране, устанавливаемые правительством, долгое время были одними из самых низких в мире и практически не зависели от нефтяных котировок. В новой финансовой программе королевства с 2025 года предусматривается переход к свободному ценообразованию.
В случае свободного ценообразования на бензин в России его стоимость Аи-92 на АЗС выросла бы с примерно 40 до 50,5 рубля за литр в январе 2019 года, подсчитали аналитики Vygon Consulting. «С учетом государственного контроля такой сценарий представляется невероятным, но он отражает необходимость оценки целесообразности повышения акцизов», — оговариваются они.