Российские власти пересмотрели взгляды на военное строительство. Новая госпрограмма вооружений основное внимание уделит оснащению сухопутных сил и ВДВ. На развитии флота решили сэкономить: строительство авианосцев и атомных эсминцев отложили на неопределенный срок.
Президент России Владимир Путин, открывая совещание, посвященное
госпрограмме вооружений на 2018-2025 годы (ГПВ-2025), сообщил, что доля современных образцов вооружений
Воздушно-космических сил доведена до 66%, а к концу этого года составит 68%. Он
подчеркнул, что за 2016 год состав ВМФ пополнился 24 новыми кораблями и судами
обеспечения. РВСН планомерно переходят на комплексы РС-24 «Ярс» мобильного и
шахтного базирования. Теперь пришла пора подумать и о сухопутных силах.
С неба на землю
Государственная программа вооружения — документ, определяющий военное строительство на ближайшие годы. Он основан на анализе и оценке угроз национальной безопасности, а также международной обстановки в целом.
В «тучные нулевые», когда России была встроена в существующую систему международных отношений, и когда с Западом ее связывали если не дружеские, то партнерские отношения, была принята ГПВ на 2007-2011 годы. Эта программа провалена по всем направлениям. Как «Кузнецов» российский флот опозорил
После военного конфликта с Грузией в августе 2008 года, показавшего все недостатки и отсталость российской армии, началась кардинальная реформа Вооруженных сил страны. Важнейшей составляющей этой реформы стала госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы. Не выполнить ее уже было нельзя. Благодаря ГПВ-2020 удалось начать обновление российского флота и оснащение РВСН новыми комплексами, а также перевооружить воздушные силы.
Тем временем перед Россией встали другие вызовы. «Боевой опыт, полученный в ходе операции в Сирии, необходимость укрепления арктических территорий и границ на западе и юго-западе потребовали уточнения подходов по переоснащению войск», — заявил на совещании Путин.
Как пояснил газете «Ведомости» источник в военных кругах, конфликты последнего времени показали необходимость приоритетного перевооружения сухопутчиков, поскольку они несут большую нагрузку. Эксперты связывают это с обострением конфликта на Украине и с ролью сухопутных войск и ВДВ, которая оказалась непропорциональна средствам, выделяемым на их переоснащение.
В действующей ГПВ-2020 из более чем 19 триллионов рублей общей сметы сухопутные войска и ВДВ получили лишь 2,6 триллиона, а основные деньги были выделены флоту (4,7 триллиона), ВВС (4,5 триллиона), воздушно-космической обороне (3,4 триллиона) и стратегическим ядерным силам (около 2 триллионов). Остальные средства отводились на финансирование перспективных военных разработок.
ГПВ-2025, в первую очередь, будет направлена на то, чтобы сухопутные силы и ВДВ по оснащенности современной техникой догнали ВКС и РВСН. На это направление могут пустить до четверти всех средств из планируемых в данный момент на реализацию программы 17 триллионов рублей, сообщил газете «Коммерсантъ» источник в военном ведомстве.
Силы общего назначения
Ожидается, что именно на ГПВ-2025 придутся массовые поставки в войска новейших основных боевых танков Т-14 на базе платформы «Армата». Первым эти машины получит 1-й гвардейский танковый полк знаменитой Таманской мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Подмосковье. Произойдет это ориентировочно после 2020 года. Готовятся к испытаниям другие машины на базе «Армата»: тяжелая БМП Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.
«С перспективным танком Т-14 на базе платформы "Армата" все обстоит неплохо. Еще в прошлом году Министерство обороны заключило контракт на поставку 100 машин, то есть уже можно говорить о массовом производстве», — рассказал РИА Новости редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Отстоит ли Россия господство в воздухе?
При этом российская армия будет получать и модернизированные танки Т-72Б3. Во-первых, для повышения боевых возможностей существующего танкового парка страны. Во-вторых, для загрузки промышленности до запуска в серийное производство машин нового поколения.
В этом году начнутся испытания перспективной БМП «Курганец-25». Ранее военные высказали конструкторам ряд претензий к этой машины. Поэтому на доработку «Курганца» потребовалось дополнительное время. По оценкам экспертов, в войска первые БМП пойдут не раньше 2020 года. Примерно в это же время планируется начать серийное производство новейших бронетранспортеров БТР «Бумеранг».
В скором будущем в войска Западного военного округа пойдут новые самоходные артиллерийские установки (САУ) «Коалиция-СВ». Ожидается пополнение артиллерийских частей реактивными системами залпового огня «Торнадо-С» — современные модификации хорошо известного и в России, и за рубежом комплекса «Смерч». В рамках ГПВ-2025 продолжится закупка и более мощного оружия, такого как оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М».
Упор будет сделан также на адаптацию техники к применению в
условиях Арктики. В этом году на параде уже были показаны арктические ЗРК «Тор-М2ДТ»
и «Панцирь-СА». К условиям Крайнего Севера будет также адаптирован
зенитно-ракетная система войсковой ПВО С-300В4.
«С учетом современных угроз, полагаю, в рамках ГПВ-2025 значительно усилят системы противовоздушной обороны Сухопутных войск. Это касается в первую очередь поставок зенитно-ракетных комплексов "Бук-М3", "Тор-М2", С-300В4"», — считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Воздушно-десантные войска в ближайшие семь лет продолжат обновлять парк своей техники. Из боевого состава постепенно будут выводиться устаревшие боевые машины десанта БМД-1 и БМД-2, а также САУ «НОНА». Взамен ВДВ вооружат БМД-4М, бронетранспортерами БТР-МД «Ракушка», самоходными пушками «Спрут-СД», чьи 125-миллиметровые орудия способны бороться с танками.
Авиация, РВСН и флот
Эксперты связывают ГПВ-2025 с продолжением закупок многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35, а также фронтовых бомбардировщиков Су-34, участвовавших в сирийской кампании. Будут проводиться закупки малых партий перспективного комплекса фронтовой авиации Т-50 (ПАК ФА) и истребителей МиГ-35.
Сохранят поставки вертолетов Ми-8АМТШ, Ми-28Н и Ка-52, а также зенитно-ракетных систем С-400. В программу должно войти производство для ВКС системы ПВО-ПРО С-500 «Прометей».
Основные работы военные, как пишет «Коммерсантъ», связывают со стратегическим ракетоносцем Ту-160М2, первый экземпляр которого должен подняться в воздух в 2019 году, а серийное производство на Казанском авиазаводе должно начаться с 2021 года.
Традиционно большое внимание в ГПВ будет уделено «ядерной
триаде» (крылатые ракеты воздушного базирования, баллистические ракеты
подводных лодок и наземные межконтинентальные носители). Предполагается, что до
2025 года на вооружение будут приняты стратегические ракетные комплексы «Рубеж»
и «Сармат», а к 2019 году военные определятся окончательно с обликом
железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин».
По словам зампреда правительства Дмитрия Рогозина, флот сделает ставку на «мускулистые» корабли — фрегаты, корветы. «То, что не является большой яркой целью для противника, но юркое, маневренное и способное ответить так же, как большой корабль», — отметил он.
В целях экономии военно-промышленная комиссия решила отказаться от работы в рамках ГПВ 2025 по ряду очень затратных проектов. По данным «Ведомостей», речь идет о новом авианосце, атомном эсминце «Лидер», а также Перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА).
Госпрограмма вооружений на период с 2018 по 2025 год должна быть сверстана к июлю и введена в действие к концу 2017 года.