НАВЕРХ

Ящик Пандоры: где и сколько ядерных зарядов потеряли военные?

Соединенные Штаты и Советский Союз за годы холодной войны потеряли и так не нашли десятки ядерных зарядов. Они спокойно лежат на дне морей и океанов. Западные специалисты предостерегают — до них мечтают добраться террористы, чтобы устроить человечеству ядерный кошмар. В то же время другие эксперты говорят, что найденные заряды будут бесполезны...

Более 60 лет назад в небе над американским штатом Джорджия неподалеку от городка Саванна произошла авиакатастрофа. В ходе учений истребитель F-86 Sabre столкнулся в воздухе со стратегическим бомбардировщиком B-47 Stratojet, на борту которого находилась термоядерная бомба Mk.15 мощностью в 1,7 мегатонны (85 Хиросим). Истребитель рухнул на землю. Бомбардировщику удалось вернуться на базу, правда, без бомбы: ее пришлось аварийно сбросить над Атлантикой. Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, — поиски ни к чему не привели.

Поиск потерянных подобным образом ядерных зарядов десятилетия будоражит умы конспирологов. Они пугают людей слухами: этим бесхозным оружием массового поражения могут завладеть террористы. Известный американский писатель Том Клэнси посвятил такому сюжету книгу «Все страхи мира». По его сценарию, ближневосточные боевики находят потерянную бомбу и устраивают атомный взрыв во время матча в городе Денвер, чтобы столкнуть СССР и США и развязать третью мировую войну. 

Фото: U.S. Navy (photo 80-G-396229)

Шокирующая находка

Потерянных ядерных зарядов по миру разбросано более, чем достаточно. В вооруженных силах США для этого даже сложился специальный термин Broken Arrow («сломанная стрела»). Приведем самые громкие случаи. Бомбардировщик B-36 Peacemaker 14 февраля 1950 года взлетел с атомной бомбой Mark 4 с авиабазы Эйлсон на Аляске, чтобы принять участие в масштабной имитации ядерного удара по территории СССР. Этот самолет, оснащенный шестью винтовыми и четырьмя реактивными двигателями, имел плохую репутацию у летчиков. Про его моторы говорили «шесть крутятся, четыре горят», но часто их называли «два крутятся, два горят, два дымят, два издеваются, а еще два куда-то делись».

Неудачный B-36 Peacemaker подтвердил свое реноме и на этот раз. Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж в этой ситуации принял решение сбросить атомную бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падающую в воду.

Фото: Wikimedia

Военные несколько лет искали, но так и не нашли это смертоносное изделие. В 2016 году в районе архипелага Хайда-Гуаи бомбу обнаружил простой дайвер Шон Смиричински. Как выяснилось, на дне ее уже видели местные жители, они же первыми и сделали предположение, что это ядерный заряд, потерянный в 1950 году американскими ВВС, но распространяться об этом не стали. У экспертов возник справедливый вопрос: могли ли до смертельно опасного изделия первыми добраться террористы.

Скрытые океаном

В марте 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47 с двумя атомными бомбами. Ни самолет, ни ядерные заряды найти так и не удалось. Официальная версия гласит «потерян в море у побережья Алжира» — у одного из главных очагов терроризма в мире.

28 июля 1957 года у транспортного самолета C-124 американских ВВС, вылетевшего из США с тремя снаряженными ядерными бомбами и плутониевым зарядом для еще одной, отказали два двигателя из четырех. Чтобы облегчить машину, экипаж сбросил две бомбы примерно в сотне миль от Атлантик-Сити. Обнаружить их не удалось. 

Фото: USAF

В январе 1961 года на борту стратегического бомбардировщика B-52 вышла из строя топливная система. Экипаж также принял решение избавиться от двух ядерных бомб. Причем дело происходило не над океаном, а над территорией США в штате Северная Каролина. Одна бомба повисла на парашюте на дереве. Потом оказалось, что из шести предохранителей, предотвращающих детонацию боеприпаса, сработал только один: лишь чудом не произошла ядерная катастрофа. Вторая бомба утонула в болоте и не была найдена.

5 декабря 1965 года у японского острова «Окинава» с палубы авианосца «Тикондерога» скатился и упал в воду штурмовик A-4 Skyhawk. Вместе с самолетом в глубине Филиппинского моря, которая в этом месте достигает почти пяти километров, исчезла авиабомба B43 с ядерным зарядом мощностью в 1 мегатонну.

Под завесой тайны

Этот случай, который стал достоянием гласности только в 1981 году, а официально признан Пентагоном только в 1989-м, шокировал японцев. Он еще раз доказал, что военные всеми силами пытаются скрыть подобные оплошности. Касается это, прежде всего, последних десятилетий.

Сообщается только о тех инцидентах, информация о которых до этого каким-то образом просочилась в прессу, а также о тех, о которых просто нельзя умолчать.


Фото: SSgt. B. Zimmerman, USAF

Так, в январе 1968 года произошло одно из самых крупных ядерных происшествий в истории — авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии. Бомбардировщик B-52G с термоядерными бомбами на борту загорелся в воздухе, пробил лед залива Северной Звезды и ушел под воду. Официально американские военные признали утрату 11 авиабомб, однако по неофициальным данным их число может быть гораздо больше — некоторые называют цифру 50.

Завесой секретности, видимо, объясняется и почти полное отсутствие информации о подобных инцидентах в советских ВВС. Отчасти, правда, это можно объяснить и гораздо более низкой активностью отечественной авиации, прежде всего, в удаленных от территории страны зонах.

Существует единственное упоминание о подобном инциденте в Дальней авиации ВВС Советского Союза. О нем рассказал бывший заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, контр-адмирал Анатолий Штыров. По его информации, весной 1976 года бомбардировщик Ту-95 с двумя ядерными зарядами на борту упал в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). По одной из версий, ядерные заряды впоследствии были подняты американской подлодкой спецназначения Grayback, по другой — они до сих пор покоятся на дне.

Под завесой тайны

Этот случай, который стал достоянием гласности только в 1981 году, а официально признан Пентагоном только в 1989-м, шокировал японцев. Он еще раз доказал, что военные всеми силами пытаются скрыть подобные оплошности. Касается это, прежде всего, последних десятилетий.

Сообщается только о тех инцидентах, информация о которых до этого каким-то образом просочилась в прессу, а также о тех, о которых просто нельзя умолчать. 

Трагедии под водой

Отставание в авиации Советский союз компенсировал подводным флотом. В марте 1968 года в Тихом океане к северу от атолла Мидуэй на глубине около 5 тысяч метров затонула дизель-электрическая подводная лодка Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). На ее борту было три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны. Тайна гибели субмарины до сих пор не раскрыта.

В 1974 году экспедиция, организованная ЦРУ, с помощью специального оборудованного корабля Glomar Explorer, замаскированного под исследовательское судно, попыталась поднять лодку. Полностью субмарину из воды извлечь не удалось, подняли только часть. На дне остались ракеты с ядерными боеголовками. Эта интригующая история была описана в книге «Игра в жмурки» журналистки Шерри Сонтаг.

ВМС США потеряли подводную лодку с атомным оружием на борту 22 мая 1968 года. На патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» с двумя ядерными торпедами. Лодку нашли на глубине более 3 тысяч метров, на дне, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины ее гибели также остаются неизвестными.

В апреле 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на советской атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за жизнь, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались шесть торпед с ядерными боезарядами.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но спасти ее не удалось. Через три дня она затонула на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн. В апреле 1989 года в Норвежском море после сильного пожара погибла экспериментальная глубоководная советская субмарина К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»). Она затонула на глубине в 1858 метров. На дне оказались две скоростные торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями. Поднимать с глубины их не стали.

Мечта террориста

Однако есть ли вероятность того, что террористические организации сумеют воспользоваться оплошностью военных и поднимут хотя бы один из потерянных зарядов? По силам ли им будет изготовить действующее устройство...

По оценке Американского института по контролю за ядерными материалами, современные террористы в принципе в состоянии изготовить работающую ядерную бомбу. Для этого им нужно две вещи — сырье и само устройство. Но с сырьем у боевиков проблемы. Выработка оружейного плутония и обогащение урана — очень сложный, высокотехнологичный процесс, доступный пока далеко не всем государствам. Теоретически источником ядерных материалов для террористических организаций могут стать потерянные атомные бомбы.

Сами найденные под водой заряды вряд ли будут пригодны для взрыва. Да и установленные на них системы защиты не дадут боевикам устроить атомные удары. Но они могут послужить примером для создания собственной конструкции. Тем более, что общие принципы ядерных устройств давно обнародованы.

Для того, чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести ядерный материал в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемое деление ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Этого можно достичь двумя способами. Во-первых, по «пушечной» схеме, как в бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму, выстрелив одним фрагментом ядерного материала в другой. Во-вторых, по имплозивной схеме, как в бомбе «Толстяк», сброшенной на Нагасаки, — обжать плутониевую сферу взрывом.

И все же эксперты Американского института по контролю за ядерными материалами считают, что вероятность создания собственного ядерного устройства террористами с помощью потерянной атомной бомбы мала.

У них для этого недостаточно знаний и технологий. Да и сами потерянные бомбы найти не так уж и просто, если это не сумели сделать военные с их сверхмощным оснащением.


Еще по теме
Носители «Кинжалов» МиГ‑31И получили стратегическую дальность
Шойгу приказал побыстрее отправить боевых роботов в зону СВО
Россия уничтожила Трипольскую ТЭС самой совершенной ракетой
Франция поставила Украине новую партию гаубиц САУ CAESAR
смотреть все
Обсуждение (5)