В Правилах дорожного движения существует запрет на опасное вождение автомобиля, но инспекторы подобное нарушение пока не фиксируют. Составлять протоколы начнут после утверждения размера штрафа, который, предположительно, составит 5 тысяч рублей. Что является опасным вождением и насколько, вообще, проблема актуальна?
С июня 2016 года в Правилах дорожного движения появился запрет на опасное вождение автомобиля. Сейчас в Госдуме находится законопроект, устанавливающий штраф в размере 5 тысяч рублей.
Согласно установленной норме, опасное вождение выражается в неоднократном совершении действий, создающих для тех, кто едет с нарушителем в одном направлении и с той же скоростью, угрозу аварийной ситуации.
Шашки и нервяки
Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения создала сайт «опасноевождение.рф», где описаны и показаны все варианты этого нарушения.
«Шашки» — многократные перестроения, «нервяки» — подрезание при перестроении, «торопыги» — несоблюдение безопасной дистанции, «грядки» — несоблюдение бокового интервала, «воспитатели» — резкое торможением перед другим транспортным средством, «упертый» — препятствование обгону.
По словам представителя ГИБДД по Новосибирской области Артема Николайчука, из-за отсутствия в административных нормах штрафа за подобные нарушения инспекторы никого с июня за опасное вождение не штрафовали.
Координатор Авто-Мото Ассоциации Владимир Кириллов считает, что для Новосибирска и многих других городов это правило ПДД менее актуально, чем для Москвы.
«В Москве постоянные скандалы золотой молодежи на дорогих тачках и этнических группировок, у нас это только начинается. Учитывая пробки по 10 баллов в городе, особенно не нагазуешь. Есть несколько человек на тюнингованных Porsche и Mercedes в Новосибирске, но это гонки по прямой. Главное — наличие у сотрудников ГИБДД силы воли, чтобы оформить блатных детей чиновников», — считает Кириллов.
Председатель общественной организации «Форпост» Ирина Морозова в свою очередь высказала мнение, что данная норма не будет работать реально никогда.
«Кто будет наказывать? Не так много сотрудников Госавтоинспекции, потому что применяется другая модель фото-и видеофиксации, которая вряд ли может фиксировать. И так не очень четко работает принцип неотвратимости наказания... Кто-то будет оштрафован, но не массово. Если человек нарушил и его накажут, это будет работать, если он десять раз нарушил и его не накажут, то развязываются руки, и водитель ведет себя как хочет», — сказала Морозова.
Директор юридического агентства «Люди Дела» Кирилл Кузнецов также считает, что доказать такое нарушение будет сложно.
«Я полагаю, что как минимум первые несколько лет ГИБДД не будет этот состав применять до крайности. Применять будут для инцидентов, как в июне, когда на новосибирской трассе из-за опасного обгона Renault следующая машина въехала в «Газель» с детьми. Когда виновник спровоцировал аварию, когда зафиксировано нарушение и есть опасное последствие, тогда будут штрафовать. В остальное время сомневаюсь в его действенности», — отметил юрист.
Штрафы помогут
Директор автошколы «Фаворит плюс» Игорь Молчанов сообщил, что ученикам автошкол уже преподают нормы, связанные с нежелательностью опасного вождения, но это не значит, что все выпускники будут идеально водить.
«В автошколу приходят люди, 80% которых убеждены, что заплатил деньги, и что хочу, то и делаю. С большим трудом удается заставить посещать все занятия и откатывать все часы. Но, что такое три месяца в автошколе? Кто-то вышел и забыл, у кого-то в памяти зарубцевалось. Кто-то по жизни культурный, и он пропустил на дороге, а кто-то хамло», — высказался Молчанов.
По его словам, в целом культура вождения формируется годами. Сегодня ситуация уже стала лучше, чем в 90-е.
«Почему культура вождения такая? Потому что город столичный. Я много езжу в Томск, Барнаул, там иначе водят, более мягко, у нас агрессивная езда. Москвичи приезжают к нам и говорят, что более агрессивная манера в Новосибирске. То ли мы считаемся ссыльные, не знаю, но много факторов на это влияет», — сказал директор автошколы.
Он убежден, что культуру вождения надо прививать еще в детстве в автогородках, где учат правилам дорожного движения.
Зампредседателя комитета заксобрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков считает, что штрафы позволят сократить число водителей, которые будут устраивать «шашки» и «нервяки».
«Я за повышение штрафа, особенно когда нарушение делается осознано. Предлагают по этой статье 5 тысяч рублей, это реальный штраф для такого большого нарушения. Потому что когда делают такие резкие маневры на мостах, то это приводит к авариям...», — сказал Титков.
Молчанов также уверен, что 5 тысяч рублей — существенная сумма, по крайней мере, для новосибирцев.
«Я думаю, водителей дисциплинируют деньгами. Вот установили штраф за переднюю тонировку и подавляющее большинство сняли эти тонировки, 5 тысяч — не маленькие деньги. На Алтай часто езжу, кругом камеры стоят. Народ перед ними тормозит и езды за 200 километров в час практически и не стало», — прокомментировал Молчанов.