Новая трамвайная линия впервые за десятки лет в среду открылась в Новосибирске, хотя и пустили по ней видавшие виды вагоны. Мэр города сравнил событие с запуском транспорта в блокадном Ленинграде, а жители объяснили, в чём удобство и минусы нововведения.
Строить трамвайные пути до «Чистой Слободы» начали летом прошлого года. Работы обошлись в 81 миллион рублей. Срок открытия перенесли лишь однажды — с октября на ноябрь.
«Главное, что к 7 ноября успели доделать», — высказался на
церемонии открытия мэр-коммунист Анатолий Локоть.
В последний раз новые трамвайные пути открывали в городе около 30 лет назад, когда протянули их к Юго-Западному жилмассиву. Локоть во время открытия линии до «Чистой Слободы» вспомнил о событиях блокадного Ленинграда.
«Впервые за последние годы мы пускаем новую линию трамвая, не отремонтированную, а совершенно новую, это важное событие. Наверное, слишком дерзко такие параллели провести: когда в Ленинграде в 1942 году запускали восстановленную линию трамвая после блокадной первой зимы, то обстрел прекратился — настолько ошеломляющее впечатление это на захватчиков произвело. Может быть, и чересчур эти параллели, но развитие транспорта — оно крайне важно для развития города Новосибирска», — сказал мэр.
Могли себе позволить
Протяжённость линии — 2,3 километра. Она соединяется с уже существующими путями — всего от «Слободы» до метро теперь можно доехать по 8-километровым рельсам примерно за 20 минут.
Запущены два маршрута — №2 только до площади Маркса, и №8 —
через эту же площадь до Юго-Западного жилмассива.
«Мы охватываем, по сути дела, весь Ленинский район. Поэтому, конечно, это здорово. Мы запустили сюда эти десять трамваев, которые приобрели по цене, которую могли себе позволить пока», — рассказал начальник транспортного департамента мэрии Сергей Райхман.
Десять вагонов стоили в сумме менее 5 миллионов рублей. По такой цене их продала администрация Москвы — по столице вагоны ездили с 90-х годов. Часть старых машин москвичи отдали другим городам Сибири бесплатно.
Как пояснили представители новосибирской мэрии, те трамваи, которые достались столице Сибири — лучше остальных.
По данным властей, на ремонт всех машин было потрачено порядка 200 тысяч рублей. «У многих меняли обшивки, поручни, полностью перекрашивали», — объяснила начальник цеха эксплуатации левобережного трамвайного депо Светлана Тимофеева.
«Я от него тащусь просто»
Пассажиры и водитель новым подвижным составом оказались довольны. «Вагон мой любимый самый, я от него тащусь просто. Колёса хорошие, идёт плавно. Я прям как дома себя чувствую, комфортно, уютно … Я даже раньше не знала, какой он будет, но почему-то у меня сердце рвалось просто на эти московские вагоны», — рассказала водитель с 12-летним стажем Елена Шваб.
Женщина уточнила, что раньше работала на маршруте №15 — по нему ездят вагоны, которые примерно на 10 лет старше столичных.
«Я думаю, что я буду и на пенсии на нём работать. Я одна на пике работаю, я его считаю своим», — говорит водитель.
«Я приехал строить школу здесь — я геодезист. Регулярно езжу на работу. На автобусе добирались, от остановки было далековато идти. А здесь сразу сокращается расстояние, в два раза удобнее», — поделился один из пассажиров Владимир Богачёв.
По словам жительницы «Чистой Слободы» Ирины Маркарян, обитатели микрорайона пока в замешательстве и не поняли, как их будут возить.
«Мы-то живём по Титова, а те, кто живёт по Спортивной, регулярно спрашивают: начал трамвай ходить или нет? Ответить сложно, потому что нет расписания на остановках. Повесили бы быстрее расписание, желающих будет много. Будут ли трамваи ходить чаще, регулярно — зависит от людей. А чтобы люди ездили, надо сначала вывесить расписание», — говорит женщина.
Других пассажиров, судя по обсуждению в вагоне, не устроил интервал движения. «Вот в центре трамвай №13 каждые две минуты ходит», «Ну это же центр...», «А что, центр люди, а мы не люди?»...
График спального района
Маршрут №2 решили пока запускать только в утренний и вечерний часы пик с интервалом в 12-14 минут.
По словам Светланы Тимофеевой, это оправдано тем, что жителям спального района нужно ездить на работу, важных объектов по пути нет.
«Мы вывозим жилой массив, где на протяжении всего маршрута нет никаких, скажем, торгово-развлекательных комплексов, учебных учреждений больших … Видите, по частному сектору мы едем. Так исторически сложилось: они уехали на работу, их нужно отвезти и привезти. Это показывают результаты даже 18 маршрута (Юго-Западный — Петухова). Пассажиропоток достаточно большой, и вся перевозка в основном складывается в часы пик», — пояснила начальник цеха.
По словам Сергея Райхмана, решение о таком графике — не окончательное. «Нормальный график, сказать, что он уже утверждён — нет. Запускаем, смотрим пассажиропоток, трафик», — сказал чиновник.
Тимофеева объяснила, что какие-то выводы можно будет сделать только через несколько лет.
«Востребованность маршрута вообще складывается в течение трёх лет с начала эксплуатации. Более-менее пассажиропоток формируется через год, потом прирастает. Но то, что будет, покажет нам результат уже трёхлетней работы. Если раньше была система, что как-то просчитывали пассажиропоток, жителей, то сейчас этого просто нет. Стихийно всё делается», — пояснила собеседница.