Новосибирск в воскресенье снова меняет часовой пояс. Краеведы рассказали о самых главных в истории города часах, а также о том, насколько правдива история разном времени на правом и левом берегах.
Идею изменить часовой пояс для регионов Западной Сибири прошлым летом выдвинул спикер Заксобрания Алтайского края Иван Лоор. 27 марта время сменили Алтайский край и Республика Алтай, а 29 мая — Томская область.
Новосибирск, который почти два последних года жил в
постоянном зимнем времени, в ночь на 24 июля переведет стрелки на час вперед и
вернет четырехчасовую разницу с Москвой. Однако, по мнению ряда специалистов,
именно трехчасовая разница со столицей была наиболее близка к солнечному времени.
Ресторанные часы
Как рассказал новосибирский краевед Константин Голодяев, до прихода советской власти время измерялось астрономическим путем по солнцу и в каждом городе могло быть свое время. Так, время в Новониколаевске могло отличаться от времени в Каинске, который сейчас называется Куйбышев. Почему сибирякам перевод времени не нужен?
«Часы находились в казенных помещениях: на почте, в управе. По тогдашнему законодательству, в каждом питейном заведении были часы, чтобы посетители могли ориентироваться, сколько времени они просидели. Это было обязательное постановление новониколаевской управы», — рассказал историк.
В 1919 году Совет народных комиссаров издал декрет «О введении счета времени по международной системе часовых поясов». Документ вводил 11 часовых поясов в России. Границы поясов проходили чаще всего по рекам и железным дорогам. В декрете указывалось, что «прилегающая к реке или железной дороге полоса смежного пояса, шириною в 10 верст (10,6 километра), относится к тому же поясу, к которому отнесена данная река или железная дорога».
В Новосибирске введение декрета постоянно задерживалось из-за гражданской войны и других проблем, в официальном часовом поясе (Москва +3) новосибирцы зажили только в 1924 году.
Чтобы новосибирцы ориентировались во времени, в 1934 году в городе установили 30 электрических часов на пересечении центральных улиц, на вокзале. До сих пор такие часы сохранились на здании больницы, находящейся на улице Невского, 13.
«Некоторые старожилы утверждали, что берега жили в разных часовых поясах, но они в это время не жили в городе, они приезжали и им рассказывали другие люди. Легенда была, что, когда магазины на правом берегу закрывались, можно было успеть перебежать на левый, чтобы купить бутылку водки. Я этим вопросом занимался, изучал архивные документы, искал в разных справочниках, и не нашел информации о том, что у нас на разных берегах было разное время», — отметил Голодяев. Ориентир во времени: от Гринвича до атома
По его данным, граница часового пояса Москва +4 шла на уровне современного аэропорта Толмачево. За ним уже начинался другой пояс. Так было примерно до начала 50-х годов. А когда город стал расширяться, то часовой пояс подвинули еще дальше — до станции Чик. В 1957 году вышла новая корректировка времени и тогда вся область полностью попала в четырехчасовую зону.
«Возникла легенда о разных часовых поясах потому, что правый и левый берега жили обособленно. Люди, когда жили на правом берегу, говорили: «Там, на левом берегу». Они могли буквально подразумевать, что другой часовой пояс находится на левом берегу, то есть где Толмачево, а не то, что граница поясов проходит между берегами», — отметил Голодяев.
Время, вперед
«Чувство ускорения времени было связано с философией культуры авангарда. Осязаемым памятником ощущения времени может быть дом с часами. Это главные новосибирские часы. Они отсылают нас к поздней сюите Георгия Свиридова «Время, вперед», но впервые эти слова были произнесены Валентином Катаевым, и обозначили ускоряющийся ход времени. При этом часы на здании идут то вперед, то назад, то отставая, то опережая, это тоже символично», — рассказал экскурсовод Музея Новосибирска Евгений Антропов.
Памятник конструктивизма построили в 1934 году (Красный проспект, 11). Проект дома был выполнен группой архитектора Бориса Гордеева по заказу Крайснабсбыта, с участием автора Останкинской телебашни Николая Никитина. Главной особенностью дома стало то, что все квартиры обращены окнами на юг и восток. С севера и запада были построены остекленные галереи, из которых можно было попасть в квартиры.
На фасаде здания разместили часы, которые символично отсчитывали время до наступления светлого будущего.
«Мне часовщик рассказывал, что немецкий механизм часов монтировали специалисты завода «Труд» с местными деталями. Довольно сложный механизм ввиду размера, но по сути действия — это будильник», — говорит экскурсовод.
Дом мгновенно стал очень популярным в городе. Он был одним из самых высоких на тот момент зданий в центре города. Под ним назначали свидания и встречи.
Идти часы перестали пару лет назад. Смотритель не смог за ними следить по состоянию здоровья, а нового не нашли.
Как рассказал житель знаменитого дома на Красном проспекте, 11 Олег Викторович, в этом году мэрия покрасила циферблат часов. Больше за ними никак не ухаживают. «Переводить эти часы никто не будет, они не работают», — сказал он.
В конце 1950-х годов в центре Новосибирска впервые появились цветочные часы. Автором их был заслуженный рационализатор, сотрудник «Сибэнергомонтажа» РСФСР Борис Куземо. Они радовали горожан четыре года.
По воспоминаниям очевидцев, циферблат был приподнят над землей, под ним и располагался механизм. Стрелки были сделаны из растений. На часах был календарь, дни которого переворачивались вручную.
Вновь цветочные часы появились возле дома Ленина к Дню города в 2009 году. Композиция состояла из циферблата размером восемь на шесть метров. Механизм был разработан в Москве, в НИИ часовой промышленности. Он управляется через спутниковую систему ГЛОНАСС. Часы обошлись мэрии в 500 тысяч рублей. Они до сих пор украшают город летом.