НАВЕРХ

Читинские руины, или Живописные скелеты забайкальской экономики

Чита, как и многие другие российские города, окружена многочисленными руинами промышленных предприятий, есть они и в центре города. От комбинатов, заводов и фабрик, построенных в 60-80-е годы, уже к концу 90-х в большинстве остались одни каркасы гигантских цехов.

Местные жители используют их как локации для фотосъёмок или игры в «Ночной дозор», предприниматели — как источник бетонных плит и плохого кирпича. Редкие попытки властей реанимировать если не производство, то хотя бы инфраструктурные возможности, пока останавливаются на уровне деклараций. До сих пор самым удачным вариантом использования бывших цехов остаётся размещение в них супермаркетов и торговых центров.

Самый большой памятник советской эпохе в Чите — это руины камвольно-суконного комбината (КСК). Предприятие, запущенное на северо-западной окраине Читы в конце 60-х годов, к 80-м обеспечивало большую часть потребностей СССР в тканях, которые шли на производство школьной формы. Продукция КСК отправлялась в 150 советских городов, в Италию, Афганистан, Корею, Венгрию, Монголию.

Здесь работало больше пяти тысяч человек, а рядом с производственными цехами вырос огромный микрорайон со школами, детскими садами, училищами, поликлиниками, столовыми, дворцом культуры «Текстильщик». После распада СССР заточенное под плановую экономику предприятие развалилось буквально за несколько лет. В 1997 году производство окончательно остановили, в 2001 году оно было ликвидировано.

Вся производственная инфраструктура КСК была разворована и разрушена, оборудование пустили на металлолом и большую часть металла вывезли в Китай. Тридцатитысячный посёлок КСК остался без градообразующего предприятия, и сегодня это обычный спальный и не очень благополучный микрорайон на окраине Читы.

В 2012 году власти отдали территорию с руинами КСК в аренду предпринимателю Павлу Каплину, который намеревался вложить 100 миллионов рублей в создание на базе бывших цехов крупного сельскохозяйственного рынка уже в 2014 году. Но за два года «инвестор» смог лишь поставить здесь красный забор, за которым видны всё те же руины.

Рядом с КСК расположен ещё один крупный микрорайон Читы — ГРЭС. Градообразующее предприятие для него — обеспечивающая краевой центр теплом и электроэнергией ТЭЦ-1. Уничтожить электростанцию было невозможно, и сегодня это крупнейшая генерация ТГК-14.

Но кроме ГРЭС советские власти создали на территории посёлка и вокруг него множество промышленных предприятий. Машина по запуску новых производств работала до самого начала 90-х годов, но уничтожение СССР подвело под этой работой жирную черту.

Уникальный Читинский станкостроительный завод (ЧСЗ) расположен прямо на территории посёлка ГРЭС и на бумаге существует до сих пор. Предприятие было создано ещё в конце 50-х годов, и к началу 2000-х выпустило более 20 тысяч уникальных станков.

В частности, предприятие было единственным в РСФСР производителем магнитно-технологической оснастки — приспособлений на постоянных магнитах. Продукция ЧСЗ экспортировалась в 26 стран мира. Предприятие смогло пережить развал Союза и проработать ещё десять лет, но в конце 90-х попало в частные руки и фактически прекратило существование.

Во время визита в Читу президента Владимира Путина в июле 2013 года председатель совета директоров ЧСЗ Сергей Селезнев заявил, что руководство завода было вынуждено вывезти производство в Китай, где якобы до сих пор работают несколько десятков российских инженеров.

Это заявление Селезнева стало настоящим откровением, потому что большинство бывших сотрудников завода продолжают жить в посёлке ГРЭС, вспоминать добрые советские времена и со слезами на глазах наблюдать, как цеха родного завода постепенно отдают под супермаркеты и автостоянки.

Ещё одно предприятие на ГРЭСе — автосборочный завод. Во времена СССР здесь переоборудовали серийные грузовики для использования в условиях Крайнего Севера. Завод получал автомобили ЗИЛ-130 в собранном виде без некоторых деталей, утеплял, совершенствовал двигатели, фары, лебёдки.

В 1987 году производство было перепрофилировано на сборку и ремонт КамАЗов. В 1991 году завод попытался запустить совместную с китайцами сборку кранов на базе КамАЗа, но идея не выгорела — в 1992 году было собрано 32 машины, в 1994 году — пять, в 1995 году предприятие закрылось и в 2001 году было обанкрочено.

Сегодня на главном входе в главный корпус бывшего автогиганта написано Welcome to hell!, и для бывших сотрудников комбината, брошенных государством на окраине Читы в двух панельных девятиэтажках, это действительно ад.

В 2013 году власти заявили о намерении создать на базе бывшего автосборочного завода мультимодальный логистический центр для развития международных отношений. Но Чита находится в 600 километрах от крупнейшего российско-китайского сухопутного порта «Забайкальск — Маньчжурия», а на территории Забайкальского края кроме этого перехода насчитывается ещё четыре российско-китайских пункта пропуска.

Несмотря на скептичные оценки аналитиков, которые сомневаются в необходимости создания большого склада в 600 километрах от границы, с 2013 года неведомые инвесторы смогли облагородить хотя бы стены огромного цеха.

По дороге с ГРЭСа в центр Читы, в районе, который в народе называется «школа 17» (по номеру общеобразовательного учреждения), можно найти бывший комбинат панельного домостроения, вокруг которого, как и на КСК, вырос целый микрорайон. Теперь это просто руины, изрисованные кодами «Ночного дозора».

В центре Читы до сих пор работает некогда гигант всесоюзного масштаба — уникальный Машзавод, холодильные установки которого используются в мавзолее Ленина, а другое оборудование расходилось по 58 странам мира.

Сегодня от завода почти ничего не осталось, предприятие работает три дня в неделю и фактически ничего не производит. Налаживание здесь сборки белорусских комбайнов в конце 2000-х было последней попыткой реанимировать производство. Сейчас собственники — их несколько человек — постепенно продают территорию предпринимателям под торговые центры, саботируя призывы региональных властей (владеющих миноритарным пакетом акций — 15%) о реанимации предприятия. В 2012-2013 годах было продано четыре цеха почти за 170 миллионов рублей, и понятно, что процесс этот необратим.

Пример того, как действительно крупное промышленное предприятие, построенное во времена СССР, смогло пережить перестройку и развал Союза, в Чите всего один. Это ТЭЦ-1. Но уничтожение станции привело бы к энергетическому коллапсу, и распилить её по стандартной схеме на металлолом было бы вряд ли возможно.

Все остальные предприятия в Чите уничтожены, находятся на грани банкротства — как Машзавод, или тихонько пилят мелкие розничные заказы — как остатки ЧСЗ. Времена меняются, меняется и промышленный облик региональных центров. Но в Чите нет никаких оснований надеяться на появление промышленных гигантов в каком-то обозримом будущем. К этому не просто нет никаких предпосылок — такие возможности властями сейчас даже не обсуждаются.

Фото: Фото: Сергей Колыванов
Еще по теме
Участники СВО смогут взять льготную ипотеку на вторичку
Кабмин поддержал продление семейной ипотеки до 2030 года
Материнский капитал разрешили использовать для ремонта таунхауса
Путин поручил расширить семейную ипотеку на вторичку
смотреть все
Обсуждение (34)