НАВЕРХ

Увидеть ЮАР и победить.

Андрей Митин с Кубком Homeless World Cup

В ЮАР 11 июня стартовал чемпионат мира по футболу — 2010. Россияне, увы, чужие на этом празднике жизни. По иронии, именно здесь, в Южно-Африканской республике, четыре года назад российская команда выиграла Homeless World Cup. Бездомным удалось то, о чем может только мечтать наша профессиональная сборная. В составе той команды был новосибирец Андрей Митин. По правилам турнира, в нем могут участвовать люди, у которых нет постоянного места жительства, а также бывшие алкоголики и наркоманы.

"В 2006 году я был реально бездомным. Когда-то я служил на Дальнем Востоке, потом переехал в Новосибирск. Дико пил... В 1997 году мы с женой разошлись. Я оказался на улице. 3 января 1998 года я решил больше не пить и потихоньку стал подниматься из тех подвалов, где тогда жил. Для меня было потрясением осознание того, что я, офицер, докатился до ручки, что я живу в подвале, собираю бутылки, хожу по улицам грязный, оборванный, с котомкой. Вот это в какой-то момент меня одернуло, и я остановился. Когда уже стала появляться трезвость, появилось понимание того, что кроме денег, еды и крыши над головой еще что-то нужно. Самоуважение...", — рассказал Андрей Митин корреспонденту Sibnet.ru на чемпионате России по футболу среди бездомных, который проходил в 2008 году в Новосибирске.
Тогда он защищал ворота команды "Магистраль", победившей на этом турнире. Сейчас у Андрея Митина есть дом, семья, работа и по-прежнему футбол, в который он играет как минимум 5 раз в неделю.

Как вы попали на чемпионат мира по футболу среди бездомных?

— В 2006 году организатор российского турнира позвонил мне и предложил приехать с командой в Санкт-Петербург на первый чемпионат страны. Мы собрали команду, которая в итоге заняла пятое место. После этого организатор подошел ко мне и говорит: "Андрюша, готовь два паспорта". Потому что на тот момент у меня был просроченный паспорт, из-за чего меня в Казахстане чуть не высадили с поезда. Казахский пограничник смотрит: "Ага, административное нарушение, выходим на улицу!". Пришлось показывать ему письмо, что я являюсь членом оргкомитета Первого открытого чемпионата России, что я еду с командой, рассказывать ему, что такое мероприятие в принципе существует. В итоге он меня пропустил, так я попал в Петербург. Когда я вернулся в Новосибирск, мне пришлось делать сначала наш российский паспорт, а потом уже заграничный. Потом получилось, что мне сегодня приносят загранпаспорт, а буквально на следующий день организатор идет в посольство ЮАР; нужно было придумать такую схему, чтобы мой "загран" из Новосибирска попал в 10 утра в посольство ЮАР. Но он в итоге там оказался. 13 сентября мы собирались в Петербурге, провели там несколько тренировок, а потом полетели в Кейптаун.

Поучаствовать в чемпионате мира, увидеть Африку, — это было моей мечтой. Я просмотрел множество сайтов с фотографиями Кейптауна. Мы прилетели ночью. Утром, когда я вышел, удивился: вау, вот Столовая гора, повернулся — вау, вот Голова Льва. Кейптаун окружен двумя горами. Столовая гора очень красивая, я мечтал ее увидеть. Я выхожу и вот она — рядом, на расстоянии километра от меня. И конечно, хотелось проверить свой уровень игры.

— Та команда состояла в основном из жителей Петербурга?

— Да, два или три человека были если не из самого Петербурга, то они туда приехали из Архангельской области, другой парень приехал из моего родного города Великие Луки Псковской области. Я был единственным представителем Сибири.

— Как реагировали в Африке, что вы из Сибири?

— В Африке американское телевидение брало интервью у меня, они спросили, чем отличается ЮАР от Сибири. Я ответил, что пальмами, у нас их нет. А что, такие же высотные дома со стеклоблоками как здесь, напротив нас (показывает на здание бизнес-центра); у меня даже не было ощущения, что я хожу среди людей другой расы. И мой скудный английский пригодился, что-то вспомнилось. Мы приехали на несколько дней раньше открытия чемпионата мира, все это время гуляли по Кейптауну.

Сам по себе Кейптаун хотя и не столица, но административный центр ЮАР, где находятся правительственные учреждения, поэтому там достаточно современные здания, благоустроенные улицы, причем, очень чистые,  я редко видел мусор на улицах. Мы играли на Центральной площади Кейптауна, напротив нас была ратуша, вокруг стояли бизнес-центры,  тут же возле фонтанчика лежат наши — бездомные. В самом центре находится замок, в котором содержался при аресте первый темнокожий президент ЮАР Нельсон Мандела, там как раз проходила пресс-конференция перед открытием чемпионата, мы внутри побывали, походили по музею. Когда мы после экскурсии со Столовой горы поехали к пляжу, проезжали современные коттеджи; они, конечно, не такие лихие как у нас за городом, без колоколенок, часовенок и бойниц. Там гид показывал дом известного футболиста Дэвида Бекхэма.

— Как вам показалось, слухи о преступности в ЮАР сильно преувеличены?

— Не могу рассказать о всей ЮАР, но в Кейптауне мы чувствовали себя комфортно, свободно передвигались и днем, и вечером, ночью мы, правда, нигде не ходили. Организаторы предупредили нас, где лучше не появляться. Есть так называемая Вотерфронт — охраняемая зона для туристов, там все сделано для их удобства. Зона отдыха плавно перетекает в бизнес-центр, и в опасные районы туристы практически не попадают. Никаких провакационных инцидентов не случалось. В общем, ощущения опасности не было.

— За несколько дней до начала чемпионата мира сообщали, что на британского журналиста напал кабан, с вами подобные курьезы случались?

— Но вы же знаете, что медведи ходят по Новосибирску, так и кабаны бегают по Кейптауну. Я не знаю, где живут сейчас команды, возможно, они попросили, чтобы их поселили в джунгли и они там встретили кабанов.

— По каким принципам выбирают страну проведения?

— Я думаю, во многом это связано с популяризацией спорта и привлечением масс. Но я точно знаю, что в Европе не очень любят проводить по одной простой причине: когда туда приезжала команда из Африки, были случаи, когда она просто не уезжала обратно. Главное, что они туда заехали, причем, заехали официально, а там они уже найдут способ остаться. Чемпионаты в Европе часто проводятся в формате 24: участвуют европейские сборные и проверенные страны, поэтому часто такие турниры выносят за рамки Старого света — в ЮАР, Австралию, может быть, следующие турниры будут в Азии, Южной Америке.

— Россию в этот черный список не вносили?

— Нет, с нашей командой, как правило, проблем не возникает. В ЮАР чуть не остались наши трое, их высадили с самолета. Мы летели обратно Кейптаун — Йоханесбург — Амстердам, и вот на этом внутреннем перелете они радостно отмечали чемпионство. После посадки я первый вышел из самолета, тут подлетает полицейская машина с сиренами, четыре полицейских по ступенькам забегают, я так и подумал, что за нашими. Мы уже приехали в аэропорт, а там между рейсами порядка двух часов, мы даже их и не ждали. Но потом они добрались до Петербурга. Но я думаю, что в кутузке в ЮАР не очень радостно было.

— Здесь работает логика, что мировые футбольные державы сильны и на турнире среди бездомных?

— Вот итальянцы, они сильны и в мировом футболе, и на турнирах среди бездомных дважды чемпионами мира были. На встрече у мэра Кейптауна, на которую каждому пришло персональное приглашение, была церемония передачи Кубка. Так вот как раз итальянцы до нас были чемпионами, они передавали Кубок в мэрию. Но вообще таких анологий не стоит проводить. Допустим, на подобных турнирах Бразилия была незаметна. Я видел в роликах в Интернете условия жизни, к примеру, английской команды. Они живут в специализированном интернате, готовятся серьезно, почти как профессиональная команда, но ничего впечатляющего они не показали. Наверное, у нас больше стимулов, сильнее жажда жизни, чем у тех, кто живет в тепличных условиях.

— Как вы считаете, почему проводятся чемпионаты мира среди бездомных именно по футболу?

— Это объясняется тем же, почему футбол вообще стал спортом номер один. Во-первых, он никогда не требовал особого инвентаря. Всем известна история, как в 1956 году Индия босиком приехала играть на чемпионат мира. Индийцы даже не собирались носить бутсы: майка, трусы — и погнали. С другой стороны, таких жестких физических данных не требуется. К примеру, человеку маленького роста сложно пробиться в волейболе или баскетболе, его тренер сразу забракует, в футболе все-таки несколько демократичнее. Не думаю, что Марадона выше меня. Любой может играть, лишь бы был талант и желание.

— С каким чувством сейчас будете следить за чемпионатом в ЮАР?

— Да, я собираюсь смотреть. Меня уже ностальгия начинает тревожить, я бы теперь даже просто туристом хотел бы поехать, но далеко, пока не получается.

— За кого будете болеть?

— Когда наши вылетают, я особенно ни за кого не болею. Да и за наших болеть — только сердце разрывать. Вернее, болею, но стараюсь сильно не вовлекаться эмоционально. Иногда даже специально хочется, чтобы они проиграли, чтобы тогда наши функционеры подумали, а может нам нужно что-то сделать, что-то изменить?

— Как в известном анекдоте: "За кого будешь болеть? — За Россию. — Ну, это понятно, а потом за кого?". Когда наших нет на чемпионате мира, какая у вас сейчас команда-фаворит?

— Даже если брать хоккей, американцы отсеялись, канадцы и русские проиграли в финале чехам, которые в принципе в группе плохо сыграли, но потихоньку-потихоньку дошли. Я думаю, чемпионом станет дисциплинированная команда, которая играет спокойно, уверенно, не хватая звезд с неба. Вот что толку, что наши обыграли голландцев на чемпионате Европы: весь город мотался с флагами и восторгами, а потом тут же испанцам проигралиПолучается, на одну игру и хватило. А команда, которая спокойно идет без всплесков, она и силы сохраняет, может быть даже таким образом завораживает соперников, которые не воспринимают ее всерьез.

Раньше немцы выходили за счет собранности, дисциплины, но научились и против них играть, сейчас, возможно, выйдет кто-то другой. Возможно, это будет, наоборот, менее организованная команда. Вот я в футбол играю, с игроками высокого класса играть легче, чем с теми, кто играть не умеет. В турнире с игроками более высокого класса я могу предположить, что он сделает, и он это делает, а тот, который играть не умеет, сам не знает, что он сделает, куда он ударит. Как я могу прочитать его действия? Поэтому мне кажется, может победить, с одной стороны, строгая команда, с другой, команда с такими, скажем так, незаурядными ребятами, она может и проскочить. Бразилия, Аргетина и так далее — дежурные фавориты всех турниров, наверное, поэтому за них как-то скучно болеть, но посмотрим.

Капитаны команд с флагами собираются на церемонию открытия

Андрей Митин (справа) со вторым вратарем российской команды

Футбол без границ

Кубок: мяч находится сверху конструкции, символизирующей крышу

Андрей Митин на улице Кейптауна

База команд

На время турнира участников поселили в школах

Там, где ступал ботинок российского игрока

Капитан российской команды (слева) с гостем турнира Эйсебио — португальским футболистом, игравшем в сборной мира

Стадион собрали в центре города

Начало матча

Утомленные жарой болельщики

Российская команда на обеде

Игрок готовится пробить пенальти

Бездомные в Кейптауне

В команде Швеции играли девушки. Это не запрещено правилами

Андрей Митин в игре

Очередной матч

За российскую команду играл Сергей Малафеев — старший брат вратаря "Зенита"

Календарь 2007. Обратите внимание: человек с флагом — шотландец, который был первым вратарем российской команды на чемпионатах

Капитан команды с Кубком

Российская команда исполняет гимн

Фото из архива Андрея Митина

Еще по теме
Футбольная сборная России одержала крупнейшую победу в истории
Черчесов перевел журналистам свое отчество
Тренер «Спартака» объяснил победу над ЦСКА
«Манчестер Юнайтед» отправил в отставку Эрика тен Хага
смотреть все
Обсуждение (21)