Российское правительство рассматривает запрет на экспорт леса в Китай, если Пекин не подключится к решению проблемы «черной» вырубки сибирской тайги. Эксперты спрогнозировали последствия такого решения и объяснили почему нельзя призывать на помощь власти соседней страны.
Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин считает, что китайцы должны помочь России в решении проблемы незаконной вырубки тайги. «Они приезжают, покупают лес, а нам разгребать завалы», — цитируют министра «Ведомости».Если власти Поднебесной не подключатся к решению этой проблемы, то у России, по мнению Кобылкина, не будет другого варианта, кроме как запретить экспорт леса. Министр добавил, что Китай должен также построить вдоль границ России селекционные комплексы. «Чтобы восстановить для наших детей и внуков то, что вырубили "черные лесорубы"», — уточнил он.
Рубят наши, ответят китайцы?
Привлекать массово иностранных граждан для решения проблем с правонарушителями в России — по меньшей мере, странно, считает эколог, заведующий лабораторией геохимии Геологического института СО РАН Евгений Кислов. До 100 метров в минуту: виды лесных пожаров
По его словам, рубят лес наши граждане. Все лесоприемные пункты и лесопилки находятся на российской территории, а значит должны подчиняться нашему законодательству и контролироваться российскими органами власти. Тем более, что и принадлежат они гражданам России, а не Китая.
Лес и лесоматериалы везут по российским дорогам, которые контролирует отечественная полиция и ГИБДД. На границах товарный поток контролируют российские таможенники и пограничники.
«Почему тогда китайцы должны порядок наводить в нашей стране? Житель Бурятии за контрабанду дериватов животных отсидел пять лет в китайской тюрьме. А нашу "границу на замке" он спокойно прошел. На своей земле мы должны навести порядок сами. Это должны сделать контролирующие и правоохранительные органы. Для этого мы их содержим, выплачивая налоги», — заключил Кислов.
Стабильный партнер
Запрет на экспорт древесины в Китай не принесет ничего хорошего для экономики страны и для законопослушного бизнеса, и никак не остановит вал «черной вырубки» сибирской тайги, считает президент союза леспромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев.
«Экспорт в сторону Китая нельзя останавливать, потому что для Сибири это единственный стабильный партнер. С учетом всех существующих санкций в отношении России со стороны ЕС, экспорт леса в Европу весьма нестабилен, хотя европейский экспорт леса хороший, но постоянства там нет», — объяснил он.
Запрет на экспорт леса в соседнюю страну «черных лесорубов» не остановит: незаконной добычей древесины занимаются не граждане Китая, а жители России, для многих из которых продажа леса — единственный способ прокормить семью. В пользу бедных: что изменит короткая неделя
«В 2007 году приняли новый Лесной кодекс. Тогда людям закрыли свободный доступ по разрешительным документам на аренду делян, запретили краткосрочные договоры для малого и среднего бизнеса. А тайга есть в основном в тех населенных пунктах, где никаких других работ нет. И семью можно прокормить только за счет лесозаготовки. Вот тогда и появились "черные лесорубы"», — уверен президент красноярского союза лесопромышленников.
Искоренить проблему незаконной вырубки, по его мнению, поможет новое законодательство. К его разработке необходимо привлекать компетентных специалистов со всей страны, «которые в тайгу не только на охоту ходили», а знающих специфику регионов и обстановку в лесной отрасли.
«Надеемся, что будет закон, работающий стабильно, а не как сейчас, когда одно другому мешает и противоречит. А когда все четко будет отрегулировано законом, тогда и "черные лесорубы" исчезнут», — подчеркнул Дзидзоев.
Кому нужен новый Лесной кодекс?
С резкой критикой в адрес законодательства в области лесного хозяйства в январе выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она указала, что руководство Рослесхоза за восемь лет работы так и не решило проблему незаконной вырубки лесов. Более того, закон, по ее словам, способствует незаконным и бесконтрольным вырубкам леса.
«Законодательство было изменено, на мой взгляд, в угоду как раз тем, кто занимается черными вырубками. Изменен Лесной кодекс, в разы уменьшилось количество лесников — лес оставили без хозяина, без присмотра», — цитирует спикера Совфеда «Россия 24».
Сейчас Совет Федерации совместно с Минприроды работает над новым Лесным кодексом совместно с Минприроды. Готовый проект документа выставят на общественное обсуждение, как на федеральном уровне, так и в регионах.
Матвиенко добавила, что новый Лесной кодекс будет защищать интересы государства в сфере лесопользования, но частному сектору тоже будут рады и «все добросовестные арендаторы приглашаются».