Снижение цены на рыбу будет лучшим инструментом популяризации этого продукта, считает руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Ведомство планирует составить рейтинг полезности рыб и реабилитировать минтай, который будет экспортировать в Европу, а также разработет механизм глубоководной добычи.
«Внутренний рынок всегда был обеспечен рыбной продукцией. Мы вылавливаем больше, чем потребляем. Вопрос в другом — потребности внутреннего рынка сейчас, к сожалению, стали ниже по сравнению с теми, что были. Это связано, прежде всего, с покупательной способностью населения», — сказал Шестков в интервью ТАСС.
Он отметил, что лучшим способом популяризации станет снижение цен на рыбную продукцию. Сейчас существует большая цепочка посредников между рыбаком и торговой сетью.
«Цены вырастают от рыбака до прилавков в три-четыре раза. Думаю, если бы нам удалось сделать разницу между ценой рыбака и прилавком не более 50%, то это был бы самый лучший механизм популяризации нашей отечественной рыбы. И тогда объемы ее потребления значительно вырастут», — высказался глава Федерального агентства по рыболовству.
По его данным, в прошлом году Россия выловила более 5 миллионов тонн — это рекордный показатель с 1992 года, когда после распада СССР рыболовный флот приватизировали. Такого показателя удалось добиться благодаря биологическому фактору — массовому подходу лосося и пелагических рыб (сардины, скумбрии) на Дальнем Востоке, и активной работе по организации промысла. В планах — в течение пяти лет достичь 6 миллионов тонн.
«Мы восстановили для перспективных пелагических объектов промышленную разведку, когда наше научное судно участвует в промысловой экспедиции и наводит рыбаков на скопления рыб. Большая работа проведена в области рыбоохраны лососевых. Удалось сделать так, что интересы рыбаков сконцентрировались на сохранении запасов, на приоритетности заполнении нерестилищ», — назвал причины хорошего улова Шестаков.
Росрыболовство собирается составить рейтинг полезных рыб, обитающих в России, эту работу проведут совместно с научными институтами.
«Гольцы, в которых содержится большое количество омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, к сожалению, массовому потребителю недоступны, их немного. Но есть другие ценные в этом смысле виды. Например, сардина иваси, известная еще в советские времена. Мы недавно возобновили ее промысел. Так вот, сардина иваси незначительно уступает гольцам по содержанию омега-3», — говорил глава ведомства в интервью «Российской газете».
По оценкам Минздрава, норма потребления рыбы составляет 20-22 килограмма в год.Минтай в Европу
Глава Росрыболовства отметил, что ежегодно растут объемы экспорта. Есть спрос на практически на все виды водных биоресурсов. В интервью «Российской газете» он опроверг данные, что вся хорошая рыба уходит за рубеж.
«Часть премиального товара действительно уходит на зарубежные рынки, но слухи о том, что вся качественная горбуша уплыла за рубеж, а остальное оставили для внутреннего потребления, — чушь. Наши переработчики сейчас очень требовательны к качеству продукции, потому что понимают, что объемы реализации сильно зависят от свойств товара», — пояснил Шестаков.
Основные страны, куда Россия поставляет наибольшие объемы — это Китай (более 50% общего объема), Южная Корея, Япония, Евросоюз. Что касается объемов экспорта консервированной продукции, то они небольшие — менее 1% в структуре экспорта. По итогам года, по предварительным данным Росстата, из России вывезено около 19 тысяч тонн готовой и консервированной рыбной продукции.Рыбы с крыльями и зубами: самые странные уловы
«В Европе, особенно в центральной части, думаю, нас воспринимают как производителя осетровых и черной икры. А вот для Азии, которая территориально близка к нашему Дальнему Востоку, мы страна, богатая минтаем и крабами. Один из крупнейших покупателей российской дальневосточной сельди — Африка. Мы никогда не проводили исследований на эту тему, но, возможно, в Африке мы ассоциируемся с селедкой. А в Японии, думаю, с диким лососем», — рассказал Шестаков.
Он добавил, что в планах ведомства продвигать в Европу минтай. По его мнению, в советское время эта рыба было недооценена. Минтай — больше не еда для кошек. «Это тресковый вид, мне нравится эта вкусная рыба», — заметил глава Росрыболовства.
Улов с 2,5 километра
Одна из российских дальневосточных компаний уже преодолела 2,5 километра — это был экспериментальный вылов черного макруруса у Восточной Камчатки, хотя недавно рекордным был промысел на глубине 1,5 километра. Но прежде чем осваивать глубоководные запасы, предстоит их исследовать. Ученым известны далеко не все виды гидробионтов, и самое важное — не подорвать эти запасы, пояснил Шестков.
«У нас нет ни оценки запасов, ни истории наблюдений, мы не знаем, как отражаются на глубоководной экосистеме различные климатические и биологические изменения, не знаем периоды воспроизводства популяций и так далее», — отметил он.
Второй момент — технический, глубоководные запасы находятся на глубине свыше 1,5 тысячи метров. Нужны другие орудия лова, другие методы добычи, механизмы переработки и использования.
«Есть еще экономический вопрос. Поскольку понятно, что на освоение глубоководных ресурсов потребуется гораздо больших усилий и затрат. При этом объем изъятия на одно усилие будет меньше, чем, например, вылов тралом минтая или сельди. Стоимость их будет достаточно высокая, они будут несравнимы по цене с традиционными ресурсами. Но при этом набор полезных компонентов в глубоководных ресурсах таков, что их использование будет востребовано в фармацевтике и косметологии», — сказал Шестаков.