Стоимость авиабилетов за декабрь-февраль на различных направлениях в среднем выросли на 5–33%. Авиакомпании утверждают, что работают на грани себестоимости, и напомнили об ослаблении рубля по сравнению с предыдущей зимой.
По данным Aviasales, средняя цена на перелеты внутри страны выросла на 7%, до 7,4 тысячи рублей, за рубеж — на 5%, до 47 тысячи рублей. «Средний чек по всем перелетам за год вырос на 7%. На перелеты по РФ он вырос на 8%, в страны ближнего зарубежья — на 5%, дальнего зарубежья — на 8%. Единственное исключение — Европа, где чек остался на уровне прошлой зимы», — приводит «Коммерсантъ» данные Tutu.ru.
Источник издания, близкий к «Аэрофлоту», рассказал, что авиакомпании сейчас работают на грани рентабельности. «Сервисы реализации билетов не берут в расчет стоимость валюты: год назад доллар стоил 55 рублей, а сейчас почти 70 рублей. А все основные расходы перевозчиков — в валюте»,— говорит он.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что и в 2018 году наблюдался средний рост тарифов на 5–7% при инфляции в 4,5%. При этом расходы перевозчиков росли в два раза быстрее, но авиакомпании не могут поднять цены так, чтобы компенсировать этот рост, из-за высокой эластичности спроса по цене.
«Как только цена повышается ощутимо для потребителя, объем перевозок сразу падает»,— отметил Борисов. По его словам, опережающий рост издержек может привести в течение года к новым банкротствам авиакомпаний.
Российские авиакомпании из-за роста цен на керосин в первом полугодии 2018 года впервые в истории получили убытки на традиционно прибыльных международных направлениях. Общий убыток отрасли удвоился и достиг 40 миллиардов рублей, так как компании, несмотря на рост расходов, не повышали цены в конкурентной борьбе.