Первый шаг к либерализации тарифов ОСАГО сделан — две недели назад Центробанк утвердил расширение базовой ставки вверх и вниз в диапазоне 20%. Кто из страховщиков уже изменил тарифы? Как оценивают реформу представители рынка и автосообщество? И от какой идеи Минфин пока отказался?
Диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц c 9 января составляет 2746-4942 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов ценовой коридор тарифа стал 694–1407 рублей, для такси — 4110–7399 рублей, для транспортных средств категорий С и СЕ с разрешенной максимальной массой до 16 тонн — 2807–5053 рублей, более 16 тонн — 4227–7609 рублей.Базовые тарифы для автомобилей категорий D и DE, на которых предусмотрено до 16 пассажирских мест, установлены в пределах 2246–4044 рублей, если пассажирских мест больше 16 — 2807-5053 рублей.
Как изменились тарифы
Лидер рынка — СК «АльфаСтрахование», занявшая первое место по сборам в ОСАГО по итогам 11 месяцев 2018 года, — сделал стоимость полиса ОСАГО ниже для жителей 24 регионов на 1-16%, сообщила пресс-служба страховщика. В Сибири это коснулось Иркутской, Томской областей, Алтая, Бурятии и Забайкальского края. Средняя цена полиса уменьшилась на 300-1,5 тысячи рублей.
На 1-2%, то есть на 63-119 рублей, премия выросла в семи регионах, в том числе в Кемеровской области. На 2-3% (119-189 рублей) полис ОСАГО стал дороже в Омской области. Для автовладельцев в Новосибирской области стоимость страховки увеличилась на 5%, или 315 рублей.
В Красноярском и Алтайском краях и Хакасии цена страховой премии выросла на 7-10% (441-630 рублей). Максимальное повышение базовой ставки тарифа на 15% произошло в пяти регионах, например, в Чечне цена полиса увеличилась с 800 до 2800 рублей. В чем опасность зимней автомойки?
В компании отметили, что цена полиса ОСАГО в среднем по России выросла с 5 916 до 6 189 рублей. Среднее увеличение составило 273 рубля.
Компания «РЕСО-Гарантия» (второе место на рынке ОСАГО по сборам) не изменила тарифы в крупнейших городах и регионах — базовый тариф, например, в Красноярске и Новосибирске остался на уровне 4118 рублей, в Кемерове и Иркутске — на уровне 3946 рублей.
На 20%, до максимальной планки 4942 рублей, страховщик повысил базовый тариф в 16 регионах, в том числе в Хакасии и Туве, а также в ряде населенных пунктов Новосибирской области и Красноярского края.
«Согаз» увеличил базовые ставки тарифов ОСАГО более чем в 60% территорий. Предельное значение — 4942 рубля — установлено в 140 населенных пунктах из 358. Компания ВСК снизила тарифы на 10% до 3706 рублей в шести регионах.
Чем хороша реформа
Представители рынка страхования уверены, что изменения ОСАГО сыграют в плюс. Компании благодаря начавшейся либерализации снова начнут бороться за клиентов.
«Ранее складывалась парадоксальная ситуация: страховщик не искал клиента, а убегал от него. Это было следствием убыточности, которая складывалась в том или ином регионе», — заметил руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в СФО Сергей Мороз.
По его данным, например, в Новосибирской области в 2017 году уровень убыточности у компаний составлял порядка 136%, то есть на каждые собранные 100 рублей страховщик выплачивал 136 рублей. В прошлом году ситуацию удалось выправить до уровня убыточности в 100%.
«Я очень осторожно отношусь к нововведениям, которые связаны с законом по ОСАГО, и большинство автовладельцев делают также. Мы видим, что кнута приготовили много, а пряники на потом», — прокомментировал новшества руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.
По его мнению, в реформе ОСАГО следовало сразу реализовывать индивидуальный подход: «Разговаривал с представителями страховых, и все говорят: зачем мы встали на полпути, мы не можем предложить добросовестному автовладельцу полис на 20% ниже, а будем для всех предлагать только один продукт».
В дальнейшем реформа предполагает отказ от коэффициентов мощности и территории. Взамен страховщики смогут устанавливать базовый тариф сначала на 30%, а потом на 40% выше и ниже границ тарифного коридора. Сроки определены до 1 сентября 2020 года.
Почему отказались от расширенных сумм и сроков в ОСАГО
Министерство финансов решило изъять из законопроекта о реформировании ОСАГО норму о повышенных лимитах страховых сумм и сроков действия полисов. Документ предлагал введение полисов с разными вариантами лимитов: 500 тысяч рублей за вред жизни и здоровью и 500 тысяч за вред имуществу, по 1 миллиону и по 2 миллиона рублей соответственно. Также прописывалась возможность купить страховку на срок до трех лет.
Договор ОСАГО собирались сделать публичным, то есть страховщик не имел бы права отказать в продаже полиса только по минимальным лимитам и срокам действия, а расширение покрытия согласовывали страхователь и страховщик.
Эту норму раскритиковало Главное государственно-правовое управление при президенте РФ: публичность договора ОСАГО не предполагает возможности заключения договора по желанию сторон. Чтобы не задерживать прохождение других норм законопроекта, Минфин отказался от спорного положения.От Lada до Tesla: самые ожидаемые авто
«Повышение страховой суммы означает автоматическое повышение страховой премии. Точно также это работает с увеличением срока: если годовой полис стоит Х рублей, то трехлетний будет стоить 3Х. Существующая система ОСАГО пока не предполагает большой свободы страховщиков в применении индивидуального тарифа, поэтому, вероятно, цена полиса с повышенным лимитом была бы "усредненная" и в ней были бы уже заключены риски мошенничества и самых аварийных водителей», — приводит пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» мнение автоэксперта Игорь Моржаретто.
«Автовладельцы традиционно стремятся сэкономить на ОСАГО, и любое повышение цены будет "отпугивающим" фактором. Кроме того, важно помнить, что ОСАГО защищает не имущество страхователя, а его ответственность, то есть покрывает ущерб пострадавшему лицу. Таким образом, автовладельцу предлагалось бы купить более дорогой полис с лимитом на 2 миллиона рублей, чтобы защитить имущество потенциального пострадавшего, а не свое. По моему мнению, в добровольном порядке такая опция будет не очень интересна водителям», — высказался другой автоэксперт Сергей Смирнов.