НАВЕРХ

Три истории: кто такие люди с ВИЧ?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Россия занимает третье место в мире по числу людей с вирусом иммунодефицита человека — ВИЧ. Но, несмотря на обилие информации, носителей вируса до сих пор воспринимают с подозрением, и в обществе блуждает множество мифов и страхов. Трое новосибирцев рассказали, как получили ВИЧ и что представляет из себя борьба со смертельным заболеванием. 

1 декабря отмечают Международный день борьбы со СПИДом. Всемирная организация здравоохранения учредила его с целью повышения уровня информированности в обществе о ВИЧ и синдроме приобретённого иммунодефицита человека, развивающегося на его фоне.  

По официальной статистике, в России почти миллион людей больны ВИЧ. Ежегодно число заражённых увеличивается, и специалисты начинают говорить об эпидемии в стране. В Новосибирской области с таким диагнозом 40 тысяч человек, из них 400 — дети. Вылечить ВИЧ нельзя, но с ним возможно жить, и жить долго, если вовремя начать соответствующую медикаментозную программу.   

«Я понял, что умираю»

Дмитрию 30 лет, он работает консультантом в новосибирском наркологическом диспансере и общественной организации «Гуманитарный проект». И там, и там каждый день встречает тех, кому поставили диагноз ВИЧ, кто находится в полной растерянности и не понимает, как начать жить с новым статусом. Но путь к этому был сложный и тернистый. Дело в том, что у Дмитрия тоже ВИЧ, и узнал он об этом в 18 лет, когда плотно сидел на наркотиках.

«Новость стала для меня шоком, потому что на тот момент я мало владел информацией о заболевании. Подумал, что на мне уже можно ставить крест. Я рассказал об этом своим "соупотребушникам", так на слэнге называют тех, кто вместе принимают наркотики. Они убеждали меня, что ВИЧ не существует, не нужно бояться, и я стал придавать меньше значения диагнозу», — рассказывает Дмитрий.Донор — не бочка: как работает центр крови

Скорее всего, вирус попал в организм через шприц, тем не менее, с наркотиков он слез не сразу. Периоды завязки благодаря лечению в реабилитационных центрах и срывы чередовались на протяжении нескольких лет. На 24-м году жизни Дмитрий перешёл на синтетические наркотики и окончательно потерял себя.

«Сильно похудел, мешки под глазами, жёлто-синий цвет кожи, непонятные ощущения в теле. Тяжёлые отходняки. Сходил с ума. У меня были мания преследования, паранойя, навязчивые идеи, сбивчивая речь. Я понял, что деградирую и умираю, и мне нужна помощь», — вспоминает собеседник.

Очередной реабилитационный центр располагался в лесной глуши в Томской области. Там Дмитрий был полностью изолирован от общества и прежней жизни, поэтому наконец-то пошёл на поправку — набрал вес, улучшилось самочувствие, а кроме этого появилась тяга к саморазвитию — начал читать книги по психологии.

«В 2015 году познакомился с психологом из СПИД-центра, и мне стало понятно: прежде чем помогать другим, нужно помочь себе, только так я смогу стать примером. Пересдал анализ и начал терапию. Я прошёл тренинг для равных консультантов — то есть люди с ВИЧ консультируют тех, кто только столкнулся с этим. К этому времени некоторые мои бывшие друзья начали умирать, кто-то оказался тюрьме», — добавляет Дмитрий.

Вот уже три года он живёт полноценной жизнью — работает, планирует свадьбу с любимой. Особенность лишь в том, что ему нужно каждый день в определённое время принимать препараты в рамках антиретровирусной терапии. Сбиваться с графика нельзя — концентрация действующего вещества в организме будет снижаться, что приведёт к размножению вируса. Кроме этого, у ВИЧ может появиться устойчивость к лекарствам. 

Жить в таком режиме, по словам Дмитрия, вполне возможно. Перебоев с медикаментами нет, каждые три месяца он получает набор нужных таблеток в СПИД-центре.

Предательство партнёра

Мария заразилась вирусом в 17 лет от молодого человека. Он о своём заболевании знал, но предпочёл не ставить девушку в известность, а когда пара распалась, напоследок сказал: «Проверься на гепатит». Тогда Мария не придала значения этим словам, а через два года у неё обнаружили ВИЧ. Узнала об этом после сдачи крови на донорство. К ней домой пришла участковая медсестра с направлением в СПИД-центр.

«Она мне сунула эту повестку и убежала. Было видно, что она меня боится. Я увидела штамп, и первой реакцией были паника и страх, было страшно увидеть слово СПИД. Я была уверена, что умру через пять лет, обдумывала, как проживу эти годы», — вспоминает собеседница.

Это было в начале 2000-х, тогда на учёте в новосибирском СПИД-центре стояли около тысячи человек. О лечении на тот момент мало что было известно, врач назначил девушке терапию только через девять лет. В 2010-м Мария начала принимать специальные препараты, а также вступила в группу поддержки для людей с ВИЧ. Сначала помощь была нужна ей самой, и в первую очередь — психологическая.

Через некоторое время смирилась, появились силы поддерживать не только себя, но и других, так девушка стала активисткой в сообществе ВИЧ-инфицированных и возглавила группы взаимопомощи среди пациентов. Сейчас 33-летняя Мария работает в сфере продаж, замужем, у неё сын. Муж и ребёнок здоровы.

Интимная жизнь пары, в которых один из партнёров с ВИЧ, проходит как у всех. «Если принимать лекарства, то концентрация вируса в организме минимальна, и риск заразить партнёра равен нулю, а шанс родить здорового ребёнка более 90%. Если партнёр не лечится от ВИЧ, то нужно обязательно предохраняться презервативом», — поясняет Мария.

Бывает, что женщины узнают о своем заболевании во время беременности. В этом случае срочно нужно начинать пить лекарства, чтобы не рисковать здоровьем ребёнка. После родов малышу выписывают профилактические препараты, а вот кормить ребёнка грудью ВИЧ-маме нельзя.

«Мыли ванну с хлоркой»

В 2010 году Сергей в очередной раз проходил лечение в отделении детоксикации в наркологическом диспансере (так называют процедуру снятия абстинентного синдрома у наркоманов). К тому моменту 25-летний парень уже 10 лет сидел на игле. В больнице он сдал кровь и по результатам узнал, что у него ВИЧ.

«Первая реакция была страх, но я принял героин, и эмоции сгладились. Но всё равно жизнь поделилась на до и после. До этого я тешил себя мыслью, что когда-нибудь брошу наркотики, то тут я понял — вариантов нет, надо употреблять до конца», — рассказывает мужчина.Какие лекарства бесполезны. ИНТЕРВЬЮ

По его словам, в то время в Новосибирске был плохо развит СПИД-сервис и никто не рассказал, что если начать лечение и бросить наркотики, то можно жить нормальной жизнью. Но кто-то из старых знакомых, бросивших наркотики, однажды посоветовал группы взаимопомощи для тех, кто хочет побороть опасную привычку. А через год Сергей обратился в группу поддержки людей, живущих с ВИЧ.

«Сначала я принимал терапию от гепатита В и С (об этом диагнозе узнал в 15 лет). На фоне лечения ослаб иммунитет. Противовирусную терапию назначили ещё и поэтому. Привёл в порядок документы — не было ни паспорта, ни прописки, жил, где придётся. Не на вокзале, конечно. Снимал квартиру, был при деньгах, так как профессионально занимался кражами. За это был шесть раз судим», — делится Сергей.

В 2011 году первый раз в жизни пошёл работать — сторожем в детский сад, получал около 15 тысяч рублей. Затем работал грузчиком, рабочим на стройке, а потом стал совладельцем компании по производству искусственного камня для интерьеров. Внешне всё выглядит успешно, но, признается Сергей, прошлый образ жизни даёт о себе знать.

«Кажется, что тогда денег было больше, жил на широкую ногу, спускал большие суммы денег. Сейчас приходится экономить, оплачивать квартиру, телефон, интернет, бензин, техобслуживание автомобиля. Я не умел этого делать. До сих пор испытываю трудности с планированием финансов», — говорит мужчина.

Сегодня Сергей один из немногих активистов в Новосибирске, кто открыто заявляет о своём ВИЧ-статусе, консультирует тех, кто только узнал о диагнозе. Когда были перебои с поставкой лекарств, проводил пикеты и организовывал встречи с властью.

«Родные до сих пор меня чураются. Ну, уже всё тише стало, стараются эту тему не поднимать. А поначалу после меня мыли ванну с хлоркой. Выделяли мне отдельные чашку, ложку. Я бы рад ни с кем не общаться, но вдруг стала мама звонить и спрашивать как у меня дела. Меня это даже пугает, не привык», — описал взаимоотношения с родственниками собеседник.

На занятиях по вейкбордингу Сергей встретил девушку и влюбился. Когда она узнала о диагнозе, то отреагировала спокойно и приняла Сергея таким, какой есть. А недавно у них родился сын, ВИЧ у ребёнка не обнаружен. Теперь пара мечтает родить ещё и дочку.

Мифы о ВИЧ

Несмотря на то, что о ВИЧ-инфекции узнали ещё в 1980-х и с тех пор организации по борьбе со СПИДом активно информируют население всех стран о заболевании и о том, что нужно, чтобы не заразиться, в обществе всё ещё распространены необоснованные страхи по поводу ВИЧ.

Пути передачи.  Всё ещё есть люди, уверенные, что можно заразиться от поцелуя, укуса насекомого или через контакт с бытовыми предметами, говорит глава пациентского сообщества «Остров» Таисия Ланюгова.

На самом деле, вирус может попасть в организма тремя путями: парентеральным — при контакте с кровью заражённого (это возможно при совместном употреблении наркотиков через инъекцию, переливании крови и трансплантации органов); при незащищённом половом контакте; от матери к ребёнку.

Нет лечения. Многие не знают, что существуют препараты, подавляющие активность вируса. Да, это заболевание хроническое, как диабет или гепатит, но если регулярно принимать лекарства, то можно прожить долгую жизнь и родить здоровых детей. При терапии случаются побочные эффекты в виде плохого самочувствия, тошноты, поноса. В таком случае врач меняет схему лечения, чтобы пациент чувствовал себя комфортно.

Презерватив не защищает. Существует мнение, что презерватив имеет микропоры, и этого достаточно, чтобы вирус проскользнул в организм другого человека. Эксперт утверждает, что презерватив — единственное средство контрацепции на сегодня, способное защитить от ВИЧ. Заразиться можно, только если латекс повреждён, поэтому нужно просто быть внимательнее при использовании контрацептива.

Укол иглой. Некоторые опасаются, что заразиться ВИЧ можно просто наступив на брошенный шприц или случайно уколовшись иглой. Эксперт успокаивает, вирус жизнеспособен только в жидкостях, поэтому передать его можно, если кровь больного сразу же попадёт в кровоток здорового человека, а в воздушной среде вирус погибает мгновенно. То же самое о кабинете стоматолога — там риск подхватить ВИЧ низкий, в отличии от гепатита, заразиться которым можно даже в случае минимального контакта с биологическими жидкостями больного.

ВИЧ болеют только наркоманы, проститутки и геи. «Это далеко не так, основной путь передачи — половой, и в группе риска любая женщина. В СПИД-центр приходят женщины, которые заразились от партнёра, при этом сами хранили верность своему мужчине», — говорит Ланюгова.

ВИЧ = СПИД. Это не одно и то же, но заболеть СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита) можно, если не лечить ВИЧ. Вирус настолько сильно ослабляет иммунитет, что организм становится неспособным сопротивляться никаким заболеваниям, и человек может умереть от любой инфекции. В Сибири люди с ВИЧ чаще всего умирают от туберкулёза. 


Еще по теме
Продажи антидепрессантов резко выросли в России
Картофель оказался полезным продуктом для гипертоников
Диетолог предложила замену животному белку в Великий пост
Названы неожиданные способы взбодриться за рулем
смотреть все
Обсуждение (4)