Эксперты журнала Military Watch назвали российский фронтовой бомбардировщик Су-34, производимый на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова, лучшим ударным самолетом мира. В НАТО его называют Fullback («защитник»), российские летчики ласково — «утенок».
Засечь одновременно десяток целей, сблизиться с ними на скорости две тысячи километров в час и обрушить на противника тонны тротила — таковы возможности «тридцатьчетверки».
При боевом радиусе более 1100 километров самолет способен наносить удары на большом расстоянии. Развернутые в Сирии российские Су-34 могут поражать цели почти на всей территории Ближнего Востока, а расположенные в Калининграде истребители могут нейтрализовать объекты на территории Германии, Прибалтики и Скандинавии.
Три в одном
«Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов», — говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.Отстоит ли Россия господство в воздухе?
«Утенком» его прозвали в войсках за характерную приплюснутую форму носового обтекателя. Су-34 стал любимцем российских летчиков за отличные боевые качества, ударную мощь и небывалый для боевых машин комфорт. На его борту есть микроволновка, кондиционер, встроенная в кресла система электромассажа и даже биотуалет.
Самолет представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Он создавался на замену фронтовому бомбардировщику Су-24. Отличительной особенностью Су-34 стала возможность оперативной переброски из любой части страны к границе для локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.
Су-34 поступил на вооружение в 2014 году. Он производится на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. На предприятии выпустили уже порядка 120 машин. Всего новосибирские авиастроители должны поставить в войска 200 «утят» и тем самым полностью заменить ими парк устаревающих Су-24.
Не имеющий аналогов
Новейшее бортовое оборудование, малозаметность и помехозащищенность, мощное вооружение и продвинутые средства радиолокации вплотную приблизили «тридцатьчетверку» к самолетам пятого поколения.
«На Западе машины такого типа называют тактическими истребителями и классифицируют как interdiction aircraft. По-русски его можно назвать самолетом изоляции боевых действий. То есть главная его задача — это все-таки уничтожение наземных целей, хотя он способен эффективно обороняться в воздушном бою. Штурмовик Су-25 в основном наносит удары по целям непосредственно на линии фронта, а Су-34 обеспечивает изоляцию от тыла — он нужен, чтобы противник не смог подвезти боеприпасы или доставить подкрепление», — цитирует РИА Новости авиационного эксперта Владимир Карнозова.
- По данным из открытых источников, длина Су-34 — 23,3 м,
высота — 6,4 м, размах крыла — 14,7 м. Практический потолок — 14 тыс. 650 м.
Дальность полета — 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км — с дозаправкой;
боевой радиус действия — до 1,1 тыс. км. Взлетный вес — 45,1 т, максимальный
вес боевой нагрузки — 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс.
км/ч.
«Утенок» вооружен пушкой калибра 30 миллиметров, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.
Сильная сторона бомбардировщика — радиолокационный комплекс, его «глаза и уши». Су-34 оборудован радаром с пассивной фазированной решеткой с электронным сканированием, дополнительно работает оптико-электронный комплекс с большим увеличением. Такой системой может похвастаться далеко не каждый боевой самолет. В результате «сушка» не только способна наносить удары по неподвижным целям, но и обнаруживать, сопровождать и уничтожать движущиеся объекты.
Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «удара в спину» вражеского самолета.
Боевое применение
Впервые боевое применение Су-34 было в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году. Он использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО при помощи станции помех «Хибины». «Тридцатьчетверки» ставили помехи для зенитно- ракетных комплексов Грузии, также противорадиолокационной ракетой уничтожили ключевую РЛС под Гори.
В полной мере «утята» продемонстрировали свой ударный потенциал и выдающиеся боевые качества в ходе военной операции в Сирии. Их сразу бросили в бой, еще осенью 2015-го, и с тех пор эти истребители-бомбардировщики — постоянные герои оперативных сводок Минобороны.
Ракетно-бомбовые удары «сушек» ликвидировали сотни боевиков и их главарей, уничтожили десятки укрепленных командных пунктов и складов вооружения террористов, а также караваны автоцистерн с нефтью и колонны бронированной техники. Современные прицельные комплексы и системы наведения Су-34 позволяют применять ракеты «воздух-земля», управляемые и обычные бомбы с ювелирной точностью.
Еще одна особенность Су-34 — возможность действовать без истребительного прикрытия, недаром он был создан на базе перехватчика Су-27. В состав номенклатуры применяемых авиационных средств поражения Су-34 входят ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 и средней дальности Р-27. После того, как турецкие ВВС сбили российский Су-24, «тридцатьчетверки» вылетают на боевое задание в Сирии только с такими ракетами.
По словам летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, один Су-34 может заменить четыре Су-24, то есть целое звено. «Пусть НАТО трепещет. Пусть задницы прикрывают своими F-22 и F-35. Им еще далеко до нас, они могут только много говорить, а делают русские», — заявил Толбоев в интервью порталу «Правда.ру».