Конфликт в Сирии едва не разгорелся в новую мировую войну, перепугав человечество. Почему мировые державы схлестнулись за контроль над территорией этой богом забытой страны и зачем в эту историю ввязалась Россия?
«Россия в условиях начавшейся конфронтации с США стремится получить подтверждение своего статуса великой державы. Российский президент Владимир Путин решил использовать тот ресурс, которого он сам и его предшественники после 1991 года были практически лишены. Это военный ресурс», — считает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
И этот ресурс Россия применила в Сирии. Эта ближневосточная
территория с древнейших времен является полем для столкновения интересов
могущественных государств. Таково ее геополитическое положение.
Транспортный и торговый узел
Сирия, занимающая центральное положение на Ближнем Востоке, имеет важное стратегическое значение. С древних времен через нее проходили международные торговые пути. Великие завоеватели считали своим долгом первым делом установить контроль над сирийскими землями. В 64 году до нашей эры эти земли были покорены Римской империей. «Высокоточная» война России без провизии удивила мир
В VII веке в Сирии закрепился Ислам. Дамаск стал столицей халифата Омейядов. Но эта страна также занимала важное место и в истории христианства. Апостол Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, потом он поселился в сирийской Антиохии. В XII веке сюда пришли крестоносцы, основали свои государства и понастроили крепостей.
Затем сирийскими землями завладели египетские мамелюки, которых оттуда прогнал Тамерлан, пришедший со своим войском из далекого Самарканда. Затем в Сирии на столетия установилось господство Османской империи.
Каждый из этих народов и религий наложил свой отпечаток на древнею землю. И после падения Османской империи за обустройство этого лоскутного одеяла взялись европейские колонизаторы со свойственной им манерой кроить государственные границы по собственной прихоти.
Линии раскола
В 1941 года Франция, которая по мандату Лиги Наций осуществляла контроль над этой территорией, даровала Сирии независимость. И тут проявилась вся ее неоднородность. 90% процентов населения страны составляют арабы, порядка 9% — курды. Это была первая линия раскола.
Курды — один из древнейших народов Западной Азии. И это сейчас, пожалуй, самый обездоленный народ. По оценкам специалистов, всего насчитывается порядка 40 миллионов курдов. Они живут в Сирии, Турции, Ираке и Иране. Несмотря на свою многочисленность, они не имеют своего государства. Им много раз его обещали, но не дали. Они десятки лет, в том числе и в Сирии, воюют за свою государственность и в этой войне несут колоссальные потери.
Вторая линия раскола в Сирии прошла по религиозному признаку. 75% населения страны составляют мусульмане-сунниты, 12% — алавиты, остальные — христиане различных конфессий. И все они не без проблем, но уживались пока к власти в Сирии не пришли, находящиеся в меньшинстве алавиты.
Алавиты — последователи ближневосточного культа, в котором можно найти элементы многих религий. Эта закрытая конфессия и о ней мало, что известно. Считается, что алавизм возник на базе шиизма. Но сунниты их мусульманами не считают, да и шииты относятся к ним настороженно.
Против Израиля
Так получилось, что алавиты сформировали костяк офицерского корпуса сирийской армии. Профессия военного после обретения независимости была не особо почетной, поэтому в нее шли представители религиозных меньшинств.
На волне национально-освободительного движения, развернувшегося в Азии, в Сирии в 1963 году происходит военный переворот и к власти приходит Партия арабского социалистического возрождения (БААС).Во главе Сирии становится военный летчик, член алавитской общины Хафез Асад.
Алавиты, которых большинство страны считает иноверцами, занимают ключевые посты в государстве. Но сирийские мусульмане и соседние исламские государства пока закрывают на это глаза. У них есть общий враг — Израиль. И сирийская армия под руководством Асада в череде арабо-израильских войн сражается на первых ролях.
Ситуация кардинально меняется, когда после ряда сокрушительных поражений Египет, как крупнейшее арабское государство, заключает в 1978 году мирное соглашение с Израилем. И тут же арабские государства Ближнего Востока и воинственные исламские организации находят внутреннего врага — режим алавита Асада в Дамаске.
В конце 1970-х годов исламисты в Сирии разворачивают вооруженное сопротивление против правящего режима. Специалисты считают, что инициатором восстания была организация «Братья-мусульмане», сумевшая повести за собой бедное население сельских окраин. Ключевым эпизодом сопротивления стала резня в Хаме в феврале 1982 года, в ходе которой войска жестоко подавили восставших. По разным оценкам, в той резне погибли от 17 до 40 тысяч человек.
После подавления восстания Сирия оказалась в ситуации неустойчивого равновесия. В 2000-м году от сердечного приступа умирает Хафез Асад. Президентом Сирии становится его сын Башар. Его совершенно не готовили к этой миссии. Преемником Хафеза должен был стать его старший сын, офицер-танкист Басиль, но он погиб в автомобильной катастрофе.
Башар до президентства был врачем-офтальмологом. Он работал в Лондоне, был совершенно европейским человеком и не помышлял о политической карьере. Как сирийский лидер он не сумел удержать ситуацию под контролем. На волне «арабской весны» в 2011 году в Сирии вспыхнули беспорядки, и началась гражданская война.
Гражданская война
В гражданскую войну тут же ввязались основные игроки на ближневосточной политической сцене. «Коллективный Запад» во главе с США, взяв в союзники курдов, без какой-либо стратегии встал на сторону «демократической оппозиции», в числе которой оказались сторонники Аль-Каиды (организация запрещена в России).
Турция под шумок начала операцию против курдов на севере страны. На помощь Башару Асаду пришел шиитский Иран, против которого сразу же выступил его смертельный враг в мусульманском мире — Саудовская Аравия. В 2013 году «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) провозглашает Сирию территорией халифата и весь мир приходит от этого в ужас.
Осенью 2015 года неожиданно для всех в Сирии появляются российские силы, которые начинают громить ИГ и «демократическую оппозицию».
«После Грузинской войны Путин вложился очень серьезно в строительство новых вооруженных сил, и к 2015 году у него появился этот инструмент. Он в принципе человек осторожный, но иногда идет на рассчитанный риск. Он пошел на этот рассчитанный риск в Сирии, решив задействовать там свою силу, то есть вооруженную силу России как инструмент повышения российского статуса на глобальной арене», — отмечает Тренин.