НАВЕРХ

Умерший автогигант: 10 легендарных машин под маркой ЗиЛ

Фото: ShinePhantom / CC BY-SA 3.0

Старейшему автомобильному предприятию России — заводу имени Лихачева — 2 августа исполнился бы 101 год. Но два года назад ЗиЛ закрыли. На месте завода, который первым начал снабжать страну грузовыми автомобилями, теперь строят элитное жилье.

Заложено первое российское автопредприятие было 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве. В марте 1917 года завод по лицензии итальянской компании FIAT выпустил первые полуторатонные грузовиков Ф-15. С того времени ЗиЛ произвел 7,87 миллиона грузовиков, 39,536 тысячи автобусов и 12,148 тысячи легковых автомобилей. Некоторые из зиловских марок прославили отечественный автопром.

Первый российский грузовик

Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, в конструкцию которого в ходе производства был внесен ряд изменений. Изначально на АМО грузовики только собирались. Собственный промышленный выпуск удалось наладить только к началу 1925 года.

Фото: © endryrayan.artstation.com

Через два года директором предприятия был назначен Иван Лихачев. В 1931 году была затеяна масштабная реконструкция: значительно расширена площадь завода, построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина».

АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью до 1,5 тонны. На нем устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью 35 лошадиных сил. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. С 1924 по 1931 год завод выпустил 6285 таких автомобилей.

Прославленная трехтонка

Уже в 1930 году на заводе начался лицензионный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С», ставших прототипами легендарной трехтонки ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошли в массовую серию. На его базе были созданы 25 моделей и модификаций.

Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома немцев под Москвой он снова наладил выпуск грузовиков для фронта.

Фото: Gumundur D. Haraldsson / CC BY 2.0

Серийный ЗиС-5 начала 1930 годов имел мощность 73 лошадиные силы. Масса снаряженного автомобиля составляла 3,1 тонны. Он развивал скорость до 60 км/ч. ЗиС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, стал значительно проще базовой модели.

В послевоенные годы легендарный грузовик ЗиС-5В еще долго не сходил с конвейеров завода. Этот автомобиль обладал исключительной прочностью и неприхотливостью, имел отличную проходимость.

«Машина Сталина»

Элегантный лимузин ЗиС-101, выпускавший в 1936—1941 годах для советской элиты, был практически точной копией американского автомобиля Buick-32-90. В 1941 году пошла в серию рестайлинговая модель ЗиС-101А, отличавшаяся оформлением передней части и двигателем с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором, форсированным с 90 до 116 лошадиных сил. Такой автомобиль развивал и большую максимальную скорость, 125 км/ч.

Иосиф Сталин вплоть до своих последних дней передвигался на бронированной версии лимузина — ЗиС-115. Этот автомобиль массой 4,3 тонны мог развивать до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью в 162 лошадиные силы.

Революционный автобус

Сразу после войны завод разработал автобус ЗиС-154 с революционной для отечественного автопрома конструкцией. Это был первый советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа.

ЗиС-154 полюбился водителям за простоту управления. Пассажирам автобус очень нравился за комфорт (по сравнению с довоенными моделями): удобным широким дверным проемам, плавному ходу, отличному отоплению и вентиляции. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с производства.

Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA 3.0

На смену пришел ЗиС-155. Всего было выпущено 21 741 таких машин, которые составляли основу автобусного парка крупных городов СССР до середины 1960-х годов.

Представительская «Юность»

Представительский автобус «Юность» безусловно можно причислить к наиболее ярким легендам отечественного автопрома. Эта машина выделялась авангардным дизайном полностью отечественной разработки. А задумана она была, чтобы занять рабочих в цехах штучной сборки представительских лимузинов.

Фото: © Vitaly Kuzmin / Creative Commons

Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году. Оригинальный автомобиль привел в восторг Никиту Хрущева. Через несколько лет машина получила сразу 12 наград на выставке в Ницце. По легенде, купить лицензию на ее производство в США пытался даже Генри Форд II, в чем ему было отказано. 

К сожалению,  «Юности» не удалось пойти в серию и в Советском Союзе. Широкой публике этот автобус стал известен из кинофильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», в съемках которого он принял участие.

«Король бездорожья»

Настоящей легендой завода стал армейский грузовик ЗиЛ-157, получивший у благодарных водителей звучные прозвища «Ступа», «Мормон», «Колун» или «Трумен». Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве с 1958 до 1988 года, можно назвать выдающейся. Многочисленные версии ЗИЛ-157 можно до сих пор встретить и на Крайнем Севере, и в Средней Азии.

Полноприводный грузовик оснащался двигателем мощностью в 104 лошадиные силы, который мог разогнать его до 65 км/ч. Машина может перевозить до 5 тонн груза по асфальту и до 2,5 тонны по грунту.

Впервые в советском автомобилестроении на грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать его во всех колесах или по выбору. От давления в шинах зависит проходимость машины: на слабых грунтах, грязи, песку или снеге оно снижается.

Шасси для «Урагана»

ЗИЛ-135 — семейство советских четырехосных военных автомобилей. Изначально машина была разработана как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт.

Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 лошадиных сил каждый. Каждый двигатель вращал колеса своего борта, что обеспечивало дополнительную живучесть и боевую устойчивость машины. Автомобиль — четырехосный. Причем поворотными выполнены колеса первой и четвертой осей.

ЗИЛ-135 стал базой для размещения различных систем вооружения, в частности реактивных систем залпового огня «Ураган» и ракетных комплексов «Луна».

«Синяя птица»

Амфибия ЗИЛ-49065 — вездеход с алюминиевой рамой и стеклопластиковым кузовом. Машина создана для поиска и эвакуации космонавтов после приземления.

Вездеход ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
Фото: © Ministry of Defence of the Russian Federation / Creative Commons Attribution 4.0 International

Вездеход имеет комфортабельный пассажирский салон с системой кондиционирования воздуха, а также термо и шумоизоляцией. Имеется медицинское оборудование. Машина может обеспечить автономное существование экипажа и пассажиров до трех суток. 

На шоссе «Синяя птица» развивает до 80 километров в час, на воде — до 9 километров в час.

«Рабочая лошадка»

Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома стал грузовик ЗиЛ-130. С 1963 до прекращения производства в 1994 году автозаводом были изготовлены 3,366 миллиона таких машин разных модификаций. Он широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт.

Фото: Artem Svetlov from Russia / CC BY 2.0

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак Качества СССР.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком.

Последний советский лимузин

ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.

Фото: Wikimedia / CC BY 4.0

ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».

Еще по теме
АвтоВАЗ начал отгрузки Lada Aura. ФОТО
Как правильно хранить летние шины зимой
Lada Niva останется без «автомата»
Назван срок начала продаж Lada Aura
смотреть все
Обсуждение (45)