Считается, что военные игрушки необратимо травмируют детскую психику. При этом каждый российский мужчина с легкостью вспомнит милый сердцу пистолетик, память о котором сохранилась с детства. Действительно ли подобные игрушки вредны и стоит ли оградить от них детей?
Противники военных игрушек утверждают, что такие игры до добра не доводят. По их словам, дети, играя с пистолетами и танками, становятся более агрессивными, а также пугают друг друга, что приводит к психологическим травмам на всю жизнь. Кроме того, военную игрушку обвиняют в чрезмерной травмоопасности.
Активисты обращают внимание на то, что военно-игрушечная промышленность идёт в ногу со временем и выпускает игрушки «на злобу дня», оказывая влияние на психику ребёнка. Военные игрушки предлагается заменить полезными конструкторами, спортивными машинками, куклами и плюшевыми зверьками. Но детские психологи в России сомневаются в пользе такого подхода.
Мальчикам — драться, мужчинам — стрелять
Во все времена главной игрушкой для мальчиков была палка — он учился использовать её как оружие для обороны и нападения, мастерил из этой палки различные орудия, чтобы добывать, копать и строить, рассказала педагог-этнолог, сотрудник Музея детства в Новосибирске Светлана Велесова. Играя с военными игрушками, ребёнок обыгрывает те ситуации, которые затем помогут ему во взрослой жизни, учится разделять добро и зло.Правительство разработало стратегию воспитания детей
«Мальчик должен уметь драться, защищать — это мужская суть. Тогда у нас мужчины не будут сидеть в автобусах, когда рядом стоит беременная женщина. К сожалению, мы живём в таком мире, и жить будем ещё очень долго, когда мы вынуждены обороняться», — заключила специалист.
По словам Велесовой, военные игрушки выполняют ещё одну важную функцию — направление физиологической сути и врождённой агрессии мальчика в нужное русло. Она привела пример с пружиной, которая, если не давать ей разжиматься, когда-нибудь выстрелит, и «тогда будет целый салют этой агрессии».
Педагог-психолог Надежда Боровкова также считает, что совсем забирать военные игрушки у детей, особенно мальчиков, нельзя. Это чревато тем, что они могут не освоить способов защиты младших, слабых и девочек. «Не все мальчики способны защищать кулаками. Некоторым для мужественности необходимо чувствовать себя вооружённым», — пояснила она.
Завкафедрой военного образования Сибирского кадетского корпуса Владимир Соколов отметил, что все мальчики вырастают в мужчин, а любой мужчина должен уметь стрелять. «Сначала из игрушки, потом из пневматического оружия, потом он идёт в армию и стреляет из огнестрельного оружия», — перечислил офицер. Это умение, по его словам, должно помочь мужчине защищать родину.
Мальчики будут жениться на мальчиках
Если всё же последовать совету сторонников абсолютного пацифизма и лишить детей всех военных игрушек, заменив их плюшевыми мишками, то «мы получим европейскую систему развития», уверена Велесова. «Когда мальчики будут выходить замуж за мальчиков, а девочки будут жениться на девочках. Как бы мы ни старались прийти к общему знаменателю, его в принципе не может быть», — подчеркнула педагог-этнолог.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Российских детей хотят спасти от жестоких игрОтец отправил детей на войну, чтобы отучить от компьютерных игрГеи требуют разрешить пропаганду гомосексуализма среди детейОна напомнила, что у девочек тоже существуют свои игры с куклами, в которых они обыгрывают роль матери. На протяжении столетий в России существовала традиция, когда девушка, переселяясь в дом супруга и свекрови, брала с собой своих кукол — «это был как красный диплом об окончании института материнства».
«Мягкая игрушка не смягчит мальчика, она его дезориентирует. А мужчина, который держал в руках только мягкие игрушки и не знает, что такое защищать, — выполняет не те роли, которые ему предназначены природой», — отметила Велесова. Когда же интерес к пистолетам проявляет девочка — ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы увлечённость обходилась без крайностей.
В том случае, если забрать военные игрушки у детей, которые уже с ними знакомы, и ограничить их только мишками, этим куклам оторвут головы голыми руками, считает Боровкова. По её оценкам, примерно 10% детей скажут «как здорово, какой замечательный мишка, я буду его любить», а 90% отложат куклу в сторону и предпочтут играть с обычной палкой.
Поменьше американских ужасов
Однако Боровкова признала, что в современном обществе моральные аспекты иногда переставляются «с ног на голову». Вину в этом она возложила на нервную жизнь у родителей, которым вечно не хватает времени и денег, а также на телевизор и компьютерные игры, где часто зло побеждает добро.Игрушечное оружие запретят в России
Очень важно, подчеркнула специалист, чтобы взрослые присутствовали в играх с оружием хотя бы на начальном этапе. Детям нужно показать, что оружие служит для обороны и защиты слабых от сил зла, и дать почувствовать им собственную ответственность. Стоит вспомнить и старые добрые сказки, чтобы читать их ребятишкам — они оказывают на воспитание очень сильное влияние, подчеркнула Боровкова.
Представитель Кадетского корпуса Владимир Соколов посоветовал родителям присматриваться к покупаемым игрушкам. Он негативно высказался об игрушках из американских мультфильмов, которые «несимпатичны с точки зрения эстетики» и «более жестоки, чем отечественные».
В целом, по мнению психологов, желательно, чтобы военные игрушки выглядели «мультяшно» и не повторяли в точности оригиналы, как это бывает, например, с пистолетами. Также ребёнку необходимо иметь альтернативу из игрушек другой направленности. Что касается компьютерных файтингов, то пользы в них педагоги не нашли никакой.
Выбор военных игрушек в современном магазине неизмеримо шире, чем во времена СССР, когда росло большинство нынешних отцов. И можно понять, когда у них загораются глаза при виде игрушечного ружья «всего» за 5 тысяч рублей, которое умеет стрелять и, по данным производителя, «исполнено в реалистичном виде, с высокой детализацией и непременно приведёт в восторг любого мальчугана возрастом от семи лет». Детские психологи напоминают — покупая ребёнку игрушку, родители должны отдавать себе отчёт, что при этом они «проектируют» человеческую личность.