НАВЕРХ

Голос в эфире: хоккейный комментатор о девушках и спортивных суевериях

Фото: предоставлено Михаилом Дорошенко
Болельщики иногда шутят, что комментаторы — это люди, которые профессионально мешают смотреть спортивные трансляции. Однако телевизионные трансляции матчей новосибирской «Сибири» любители хоккея уже не представляют без эмоционального голоса Михаила Дорошенко. 

Комментатор, журналист и футбольный арбитр в одном лице рассказал Sibnet.ru о своем невероятном графике, девушках в комментаторской кабинке и хоккейных суевериях.

— Михаил, какие виды спорта доводилось комментировать?

— Вел трансляции хоккея, мини-футбола и обычного футбол. Думаю, что готов комментировать волейбол или баскетбол при необходимости. При этом у меня нет любимого вида спорта, стараюсь получать удовольствие от любых трансляций. С сентября прошлого года отработал примерно на 50 матчах. Есть что вспомнить. Некоторые игры врезались в память. Например, в сентябре «Сибирь» играла с омским «Авангардом», сумасшедший получился матч по накалу.

— Какой матч запомнился больше всего с точки зрения комментаторской работы?

— Матч «Сибири» с московским «Динамо», которое приехало в Новосибирск в сезоне 2012-2013 в ранге чемпионов. Наши проигрывали 1:3, оставалась пара минут до завершения игры. Никто уже не верил в победу, некоторые болельщики потянулись к выходу. Я же твердил в прямом эфире, что еще ничего не потеряно.

В итоге новосибирская команда забросила две шайбы подряд и выиграла матч по буллитам. Помню, заорал я тогда в микрофон что-то про нашего вратаря. Потом отрывок игры появился в интернете и болельщики написали, что новосибирский комментатор «в порядке». За тот матч фанаты мне позднее еще презентовали толстовку с символикой клуба, так им понравилось.

— А как случилось, что вы стали спортивным комментатором?

— Дело было в Новокузнецке. Там я первый раз в жизни комментировал матч. Работал спортивным журналистом на ГТРК «Кузбасс». В один из дней мы организовывали трансляцию футбольного матча местного «Металлурга» и так получилось, что наш комментатор не смог приехать на игру, что-то случилось. И меня руководство попросило прокомментировать матч.

Помню, что мы сидели прямо на трибуне, под открытым небом. Трястись было некогда, страха не ощущал, наоборот, был доволен, что представился такой шанс. Я отработал и у меня внезапно получилось. Было это в 2005 году.

— Но болельщики знают вас в первую очередь как хоккейного комментатора…

— С хоккеем шанс мне предоставили два года назад уже в Новосибирске — в телекомпании ОТС затеяли реорганизацию штата, многие тогда ушли, в том числе спортивный комментатор Вячеслав Коломейчук. Я тогда был журналистом в редакции новостей. Но зная о моем спортивном прошлом, руководство предложило должность главы спортивной редакции. Согласился я сразу, хотя зарплата у меня даже уменьшилась.

Первоначально планировалось, что я найду человека, который будет вести трансляции. Однако я предложил свою кандидатуру. Чтобы доказать, что смогу комментировать хоккей, мне пришлось сесть перед телевизором с записью матча «Сибири» и «отработать» перед руководством. К счастью, результат моей импровизации всем понравился.

Вот после этого я и стал официально комментатором на играх хоккейной «Сибири». Отработал сезон, другой. Сейчас уже потихоньку люди стали узнавать — подходят, просят сфотографироваться, ведь я еще постоянно в «кадре» работаю, беру интервью у спортсменов, веду спортивные передачи.

В эфире бывает тяжело работать, иногда давление подскакивает от эмоционального напряжения, голова кружится. Все-таки по три часа нередко комментируешь, говоришь-говоришь без остановки. Утром встаешь, голова не соображает, потому что накануне выговорился полностью. Многие думают, что комментировать просто — пришел, поболтал перед микрофоном…


— Наше интервью несколько раз переносилось, похоже, у вас очень напряженный график. Можете рассказать, из чего состоит неделя?

— Да, график сумасшедший. Вот, прошлая неделя. Спал я нее очень мало, а выходных вообще не было. Так, в понедельник, традиционно день тяжелый, съездил на съемки телевизионной программы в районы Новосибирской области, в течение дня потом ее монтировал и решал разные творческие задачи.

Вторник — с утра готовились к двум спортивным трансляциям, а после обеда я уехал в город Томск, потому что в среду я отработал арбитром на футбольном матче «Томск-2» — «Якутия». Футбольный арбитр — это моя вторая работа, в прошлом году я получил профессиональный статус, исполнил свою мечту.

Игра прошла очень тяжело, приходилось принимать непростые решения. Отменил гол, игроки со скамейки запасных выбежали на поле, в итоге после матча посмотрели видео, оказалось, что я был прав и принял в том эпизоде верное решение, хотя первоначально сердце екнуло.

Вернулся я в Новосибирск в районе полуночи, сел в свою машину и поехал в поселок Горный для участия в телепроекте «Патриот», в рамках которого участники 48 часов живут по правилам спецназа. Там меня уже ждала съемочная группа телеканала ОТС и спецназовцы. В районе двух часов ночи добрался до КПП.

Меня сразу же поселили в палатку первого отряда, вручили форму спецназа, выдали снаряжение. В 6 утра был уже подъем и армейская зарядка — кросс на три километра. По ходу я познакомился с ребятами. В кроссе я был одним из лучших, а вот на турниках выступил очень слабо. На протяжении всего четверга весь день я пребывал в бронежилете, каске и полном армейском обмундировании. Пришлось лазить по болоту, стряхивая клещей, копать окопы, штурмовать здания с «террористами», кидать шумовые гранаты.

— Пострелять дали?

— У меня был автомат с холостыми патронами. Когда ребята подсказали, что можно пострелять, командир подразделения уже дал приказ прекратить штурм. Но на плацу научили правильно обращаться с «Калашниковым», показали, как держать руки, нажимать на курок. В 10 вечера отбой, но меня поставили дежурить, поэтому пришлось встать в 5 утра. Устал страшно, спать хотелось, однако мне очень понравилось. Теперь я понимаю, почему многие называют нашу армию одну из сильнейших в мире.

С утра в пятницу ребята сдавали на звание «краповых беретов» и я вызвался попробовать. К сожалению, попытка оказалась неудачной — физически я оказался не готов. В итоге сошел первый, ноги не бежали. Видимо, устал в предыдущие дни. Думаю, что получил бесценный опыт — научился держать автомат, ориентироваться в лесу, штурмовать здание с «террористами».

Вечером в пятницу мы попрощались со спецназовцами, которые подарили мне на память сухпаек, я сел в машину и вернулся в Новосибирск. Пришлось ехать в телекомпанию, решать срочные рабочие вопросы накануне трансляции. В субботу я побывал на мероприятии, которое устроил наш знаменитый борец Сан Саныч Карелин для новосибирских школьников, а затем отработал резервным арбитром Футбольной Национальной лиги на матче «Сибирь» — «Тюмень».

В воскресенье я проснулся очень рано, так как неожиданно вспомнил, что мне предстоит судить четыре игры по мини-футболу. Быстро собрался и поехал на стадион. Отработал арбитром и после игр отправился на стадион «Сибстрин», где провел трансляцию игры мини-футбольного «Сибиряка» с «Югрой». А вечером направился на стадион «Сибирь», где поработал комментатором торжественной церемонии награждения нашей хоккейной команды, которая выиграла бронзовые медали чемпионата. Вот такая насыщенная неделя получилась.


— У комментаторов бывают свои профессиональные кумиры? Кто ваш кумир?

— Идеального комментатора я не знаю, разная публика всегда требует что-то свое. Меня как-то один дедушка подозвал, начал учить: «Попробуй комментировать хоккей, как великий Озеров, говори вот так». Иногда люди даже звонят в телекомпанию, дают советы. Но многие не понимают, что спорт меняется, комментировать как прежде, уже невозможно.

— Есть ли у комментаторов какие-то табу — то, что он не скажет в эфире ни при каких обстоятельствах?

— Есть у меня один момент — я временами начинаю захваливать нашу команду, болельщики обратили на это внимание и посчитали, что таким образом я на команду некий «сглаз» навожу, она после таких похвал пропускает. И попросили больше так не делать. После этого я осторожнее стал, даже если команда очень хорошо играет, срабатывает внутреннее табу — сильно хвалить нельзя. Но в целом я человек не суеверный, поэтому никаких особых примет в эфире нет.

— А какие есть суеверия, связанные с хоккеем?

— «Сибирь» играла против магнитогорского «Металлурга». Я обычно приезжаю в ЛДС «Сибирь» за два часа до начала матча и кушаю в спортивной столовой для сотрудников клуба. При этом я всегда заказываю стандартное меню, все повара его знают наизусть.

А тут я неожиданно заказываю вместо любимых спагетти рыбу с картошкой. Сотрудники столовой удивились, переспрашивают. Я свой (заказ) подтвердил, а «Сибирь» тот матч у сильного соперника неожиданно выиграла. Так вот после этого мне в столовой заявили, чтобы я теперь всегда заказывал «счастливую» рыбу с картошкой

— Курьезы случаются?

— Был один случай, во время игры пересохло горло, ничего попить с собой не было. Поэтому в перерыве после первого тайма я вышел из комментаторской кабины за чаем. Купил, иду спокойно обратно. И вдруг у дверей комментаторской понимаю, что замок защелкнулся и попасть на свое рабочее место невозможно. А до начала второго периода остается несколько минут.

Звоню начальнику службы безопасности, прошу помочь. Тот идет на вахту за резервным ключом, после чего неожиданного выясняется, что ключа у них нет. Что делать? В отчаянии спрашиваю, можно ли эту дверь сломать. Пока администрация решала этот вопрос, начинается второй период. Картинка идет в прямой эфир без комментатора. И тут на счастье мимо проходит чемпион мира по тхэквондо Артур Алумов.

Я к нему: «Артур, выручай, надо дверь сломать». Тот разбегается и с одного удара выносит эту злосчастную дверь. В этот момент оператор берет крупный план кабинки. Видимо, стало ему интересно, куда я пропал. В итоге зрители видят падающую дверь, я вбегаю, сажусь на свое место, надеваю наушники и начинаю комментировать второй период. Кстати, после этого случая на дверях комментаторской кабины защелку убрали.

— К матчам готовитесь или обычно экспромт?

— Предпочитаю готовиться, но времени хватает не всегда. Обычно читаю информацию в интернете, распечатываю статистику соперников, кто у них шайбы чаще всего забивает, например. Иногда приходится во время трансляции наверстывать — открываю сайты на смартфоне, ищу полезные сведения.

Раньше читал специализированные форумы с отзывами о своей работе, иногда брал на заметку критические замечания. Сейчас стал реже это делать из-за недостатка времени.

— Комментировать хоккей — удел мужчин. Может ли появится ли в скором времени на хоккейных трансляциях комментатор-девушка?

— Расскажу интересную историю. У нас недавно в этом вопросе произошло два знаменательных события. В одном из хоккейных матчей Высшей лиги в Уфе комментатором попробовали девушку. После этого я решил провести аналогичный эксперимент, и мы вместе со спортивной журналисткой Кристиной Латой успешно отработали на матче против магнитогорского «Металлурга». Кстати, девушка комментировала матч впервые в истории КХЛ. Не всем зрителям понравилось, однако я уверен, что женщина вполне может работать спортивным комментатором на хоккее.

— Какой ваш профессиональный прогноз — что ждет российскую сборную на чемпионате в Чехии?

— Следил за сборной России на Евротуре, однако к старту чемпионата состав команды сильно поменялся. Не очень нравится то, что весь год наигрывали какие-то комбинации, а из-за перетасовки состава взаимопонимание у подопечных Олега Знарка утеряно. Не хочу озвучивать какие-то предсказания, но надеюсь на победу российской сборной в финале.

Фото: предоставлены Михаилом Дорошенко
Еще по теме
Капризов потерял лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Овечкин провел новую тренировку на льду после перелома ноги
Российский вратарь подписал рекордный контракт
Суперкомпьютер повысил шансы «Спартака» на чемпионство
смотреть все
Обсуждение (0)