Одна станция и метромост, по которому ездят автомобили, — это все что за 20 лет удалось реализовать из проекта омского метро. Уставшие горожане давно не верят в то, что метрополитен построят, поэтому едят булочки «Метро шиш», дарят мэру игрушечные поезда и снимают о подземке эротические календари.
Пейнтбол в метро
О необходимости появления метро в Омске начали говорить еще в 1960-х годах. Но проект первой линии метрополитена в Омске от станции «Рабочая» до станции «Заречная» был утвержден лишь в 1993 году. В 90-е годы началось строительство совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш.
По данным компании «Мостовик», которая является генподрядчиком строительства Омского метрополитена с 1997 года, из-за социально-экономических причин пришлось изменить место строительства первого участка: его определили как от станции «Библиотека им. А.С.Пушкина» до станции «Соборная».
В октябре 2005 года совмещенный с метрополитеном мостовой переход через реку Иртыш открыли для автомобильного движения. Но в назначенный прежним губернатором Леонидом Полежаевым срок — к 2008 году — метрополитен сдать не удалось.
Следующей датой сдачи подземки выбрали 300-летие Омска, которое город отметит в 2016 году. Однако в областную программу «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010-2016 годы)» внесли изменения – бюджет на 2014 год сократили, а значит, сроки сдачи еще раз будут перенесены.
#Омск'ое метро не для поездов, а для экскурсий чиновников http://t.co/AoVe1Qo9nl pic.twitter.com/CEkouV1r9t
— Омск здесь (@Omsk_zdes) 8 апреля 2014
Задержка строительства привела к тому, что омские власти стали обсуждать вопрос трансформации уже созданной инфраструктуры метро в линию скоростного трамвая, тем более что конструкция метро позволяет это сделать. Однако средств в бюджете Омска не хватит даже на этот проект. А федеральные власти пока не спешат выделить Омску деньги.
«У нас есть 700 метров подземелья на Богдана Хмельницкого. Ищем инвестора. Там можно в пейнтбол играть или парковку открыть: так что если у кого есть знакомые, готовые вложиться, обращайтесь», — заявил на пресс-конференции в июне 2014 года глава региона Виктор Назаров.
Соцэротика
По словам блогера Александр Жирова, для Омска метро, строящееся в течение 20 лет, своеобразный мем и символ долгостроя.
«Это анекдотичная ситуация, когда во время праздников либо местные политики, либо федеральные приезжают и говорят, что к такому -то году в Омске будет метро. Для многих омичей это скорее арт-объект, культурный символ того, что много чего обещают и в итоге ничего не будет», — рассказывает Жиров.
Отсутствие необходимости тереться друг о друга в метро делает Омск одним из оплотов мехового пафоса. Убииийцы! pic.twitter.com/brQW63Fz
— Марк Тлен (@Reveroff) 6 декабря 2012
Он отмечает, что губернатор понимает то, что метро уже не построить, а вот мэр Вячеслав Двораковский (бывший инженер компании «Мостовик») все еще настаивает на продолжении строительства. Приезжавший по приглашению властей мировой эксперт в области организации городского транспорта Вукан Вучик тоже сказал, что метро строить не выгодно, лучше его приспособить под скоростной трамвай.
«Чтобы метро достроить нужно несколько годовых бюджетов Омска. А чтобы все прорытые тоннели и объекты поддерживать, чтобы они не разрушались и не представляли опасность надо что-то делать. Эта бомба, которую под Омск подложили предыдущие власти. Проблему омским властям не решить в одиночку», — считает блогер.
Именно омское метро подтолкнуло Жирова и его команду создать социально-эротический календарь, в котором «в красивой форме» показать проблемы города. Провокационное фото обнаженной девушки с игрушечным поездом и подписью «Омское метро. Ни туда, ни сюда» стало ведущим в этом календаре, который быстро разошелся тиражом 1,5 тысячи экземпляров.
Съедобный протест
Омские журналисты тоже решили использовать игрушечный поезд, но уже в качестве подарка на день рождение губернатора Виктора Назарова. Они купили в детском магазине поезд на радиоуправлении и раскрасили его под метро. На коробке с поездом дарители написали: «Гарантия до 2135 года, в комплекте целая одна (!) станция, ездит только по желанию хозяина».
«В день рождения губернатора мы приехали в Заксобрание, но оказалось Назаров уже прошел в кабинет, нас охрана не пропустила. Пришлось отдать подарок охране, они обещали передать. Когда мы про это написали на сайте, многие читатели отнеслись к такому подарку неоднозначно, критиковали нас», — рассказала омская журналистка Валерия Лобанова.
По ее словам, многие омичи воспринимают шутки про метро очень болезненно. Например, очень много негатива появилось в интернете после публикации утки о том, что на единственной станции метро запустят искусственный шум прибытия поезда метро.
Как отмечает гражданский активист Павел Акимов, на теме омского метро все успели отшутиться, начиная от схемы станций омского метрополитена, которая состоит из одной точки и до булочки «Метро шиш».
Выпечка с буквой «М» появилась в июле на прилавках магазинов по 9.90 рублей за штуку, однако ниже этой стоимости на ценниках красуется «Метро шиш» с зачеркнутыми цифрами 50 миллиардов. Представители компании объяснили журналистам, что таким образом показывают, что деньги, выделенные на метро, ушли неизвестно на что, а подземку так и не построили.
«Омское метро не достроено, и, слава богу, потому что это черная адова дыра, куда уходят деньги. Эта система, которая городу не нужна, в таком виде как она запланирована еще с незапамятных времен. Главная акция омичей — пришло осознание, что это метро не нужно», — считает Акимов.