После каникул некоторых школьников ожидал сюрприз. Бумажные классные журналы заменили на электронные планшеты. Пока учителя осваивают новую технику, ученики проверяют ее на безопасность.
Бумажные классные журналы, оценки в которых проставлялись шариковой ручкой, похоже, скоро уйдут в прошлое так же, как когда-то пропали перья и чернильницы. Осенью 2010 года в Томской области заработала программа сетевого эксперимента "Школьный электронный дневник". Ее суть — перевод школ страны в систему электронного образования. Идея проекта ранее была озвучена президентом России Дмитрием Медведевым. Он предложил сделать электронными не только классный журнал, но и дневник школьника.
— Бумажную форму журнала и дневника убирать пока не будем, а вменим в обязанности школ параллельно ввести эти электронные документы, — сказал Медведев.
При этом президент пояснил, что электронный журнал оценок и электронный дневник ученика с правом доступа к нему родителей являются эффективным механизмом повышения качества образования.
Несколько лет программу готовили к запуску, и вот с начала четвертой учебной четверти несколько школ страны переходят на новую систему обучения. В Томске в качестве экспериментальной площадки выбрана гимназия № 24. Уже сейчас на сайте учебного заведения появилось объявление для родителей, в котором сообщается о начале эксперимента и о том, где мамы и папы учеников могут получить пароли для доступа к журналу.
— Конечно, переходить на новый электронный формат работы томское среднее образование будет постепенно. Если пилотный проект окажется успешным, то часть школ города мы оснастим электронными ведомостями уже в текущем году, — заявил мэр Томска Николай Николайчук.
По виду новые классные журналы, на днях завезенные в гимназию, напоминают устройства для чтения электронных книг с сенсорным экраном. Доступ к ним имеют учителя, которые будут выставлять оценки, и родители, которые смогут их просматривать.
— Во время уроков педагоги будут носить журналы с собой, а на ночь ставить их на специальный стеллаж для зарядки, — рассказала директор гимназии Марина Якуба. — Вся информация об оценках будет храниться на едином сервере, который закроют для школьников. Учителя у нас неплохо владеют компьютерной грамотностью, к тому же прошли специальное обучение, и проблем с освоением новой техники возникнуть не должно.
Эксперимент с введением электронных журналов нельзя назвать спонтанным. Общение учеников, учителей и родителей через Интернет ведется давно и успешно. К примеру, во время эпидемии гриппа и вынужденного карантина образовательные учреждения Томска выкладывали на своих сайтах домашние задания для школьников. А в период проведения ЕГЭ, который приходится на время половодья, отдаленные школы области получают задания по видеосвязи.
— Некоторые родители пользуются услугой получения оценок по SMS, — рассказывает мама третьеклассницы Ольга Татаркина. — Заплатив 300 рублей в месяц, можно ежедневно получать оценки, выставленные ребенку в школе. Я от такой услуги отказалась, так как доверяю дочери и считаю, что подобная проверка будет только унижать ее. Не нравится мне и система электронных журналов. Эти логины и пароли, которые раздадут родителям, больше похожи на шпионский детектив, а не на общение взрослых и детей.
Противники нового проекта высказывают и другие опасения.
— Большая часть педагогических коллективов — учителя в возрасте, освоить электронную технику им будет сложно, в случае поломки самостоятельно вернуть журнал к жизни они вряд ли смогут, а значит, в штате учебного заведения всегда должен быть профессиональный программист, — рассуждает преподаватель Елена Нестерова. — Пока программа находится на стадии тестирования, какое-то время после этого оценки нужно будет дублировать на бумажные носители, так как в случае поломки сервера вся информация окажется утеряна. Еще один минус — сложности, связанные с отсутствием Интернета в домах некоторых малообеспеченных семей. У таких людей сразу возникнут проблемы с проверкой успеваемости своих детей.
А вот у школьников новый проект сразу вызвал большой интерес. Однако ребят заинтересовали не технологии заполнения новых документов, а вопрос их… безопасности.
— Если раньше ученики умудрялись исправлять оценки на бумаге, то теперь точно будут делать это в электронном виде, — рассуждает одиннадцатиклассник Павел Малаков. — Разработчики говорят, что система надежно защищена, но, я уверен, наверняка найдутся те, кто захочет испробовать ее на прочность. Причем, возможно, сделают это так ловко, что следов взлома никто и не обнаружит.
Первые результаты проекта будут озвучены уже в конце этого учебного года. В отчет войдут мнения учителей, родителей, детей, специалистов департамента образования. Впрочем, уже сейчас понятно, что какими бы ни были эти рецензии, модернизацию образования остановить вряд ли удастся.