НАВЕРХ

«Яндекс» рассказал, зачем нужны персональные данные пользователей

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Глава «Яндекса» Тигран Худавердян считает, что существует тонкая грань между сбором данных клиентов для улучшения сервисов и вторжением в личную жизнь. И, по его словам, были случаи, когда компания эту черту едва не переходила.

Крупные IT-компании, которые строят экосистемы, стараются получать максимальное количество данных о людях — для развития и продвижения коммерческого продукта. Такое мнение бытует в среде экспертов. С этим отчасти согласен глава «Яндекса» Тигран Худавердян. Но, по его мнению, этот процесс идет на грани с вторжением в личную жизнь.

«Никогда данные — чтобы их было больше и больше — не были самоцелью. Но то, что, используя данные, мы создаем, по сути, наши сервисы, — на этом основан "Яндекс"», — сказал в интервью РБК Худавердян.

При этом, подчеркнул он, одна из проблематик в мире — сохранность и защита собираемых с пользователей данных. Эксперты же говорят, что компании, владеющие персональными данными, делятся этой информацией между собой. За счет этого создается таргетированная реклама и решается множество маркетинговых задач.

#Деньги
Биометрия: как банки узнают клиентов?

«Вот именно этим мы не занимаемся. Например, вы заходите через "Яндекс.Навигатор", чтобы посмотреть пробки. По сути, пробки рисуются благодаря тому, что висит ваш телефон в машине, передаются данные о том, как быстро вы едете или как долго стоите на месте. Дальше к этим данным получают доступ радиостанции, телеканалы, какие-то компании и т.д. Является ли это продажей персональных данных? Нет», — уверен Худавердян.

«Это совершенно агрегированное число, которое мы построили на том, что пользователь присылает нам свои обезличенные треки... Но никаким образом эти данные не привязаны ни к конкретному человеку, ни к группе людей», — отметил он.

Сомнительный эксперимент

Именно поэтому «Яндекс» отказался от проекта по анализу платежеспособности россиян на основе личных данных. «Это был эксперимент внутри компании. Мы обсуждали: попробовать или нет. И приняли решение, которое потом признали ошибочным», — признался глава компании.

«Если абстрагироваться от проблемы данных, цель в целом хорошая — человек может получить лучшую ставку по кредиту, потому что банк узнает больше информации. Все очень просто. Если о вас ничего не известно, то вы получаете максимальную ставку, которая возможна. Дальше каждый новый бит информации улучшает ваши позиции относительно этого значения», — пояснил Худавердян.

Но потом у руководства «Яндекса» возник вопрос: можно ли переступать эту черту — делиться такими данными? «Ведь мы окажемся в состоянии, когда в некотором смысле уже будет сложно себя дальше остановить. Это будет означать, что будут возникать другие сервисы, в которых мы будем делиться пользовательскими данными. Нам сложно было принять решение о закрытии проекта, потому что это все-таки бизнес-возможность потенциальная, с выручками банковского сектора», — сказал он.

«Банки были готовы платить большие деньги за возможность проводить скоринг пользователей. На самом деле благодаря, в частности, этому инциденту, у нас сформулировался принцип — что мы делаем с данными и что мы не делаем. Если взамен этих данных мы улучшаем свои сервисы — мы данные собираем. Если результат этого действия связан с их передачей — мы этого не делаем», — заключил глава «Яндекса».

Еще по теме
Операторов накажут за плохое качество связи
Создатель Gmail считает, что ИИ угрожает существованию Google
Как оплачивать штрафы ГИБДД без комиссии во «ВКонтакте»?
Skype получил новые функции
смотреть все
Обсуждение (0)