Двенадцать пассажирских авиалайнеров разбились в мире в 2018 году, в результате этих катастроф погибли 556 человек. Но воздушный транспорт остается самым безопасным способом передвижения. О мифических и реальных рисках в небе рассказал член Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников.
Раньше ЧП с самолетами, как правило, случались во время взлета
и посадки. Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в борьбе за
безопасность полетов удалось переломить ситуацию. «Если говорить об этапах
полета, то в прошлом году самым безаварийным оказался взлет — ноль происшествий.
Наиболее опасным — полет по маршруту: девять катастроф. Начальный набор высоты,
заход на посадку и посадка — по две», — сказал в интервью «Российской газете»
эксперт.
По словам собеседника издания, самая тяжелая катастрофа в 2018 году произошла 29 октября с новейшим Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air. Через несколько минут после взлета из Джакарты экипаж послал сигнал бедствия из-за проблем с управлением. Самолет упал в море. Погибли 189 человек. Причины катастрофы пока точно не уставлены, расследование продолжается.
Сейчас ИКАО, прежде всего, борется, «за сокращение столкновений исправных воздушных судов с землей и повышение безопасности операций на взлетно-посадочной полосе». «Особое внимание — снижению авиационных происшествий из-за потери управления в полете. И не случайно: больше половины катастроф за минувшие пять лет связаны именно с этим фактором. В том числе катастрофа Ан-148 «Саратовских авиалиний», который разбился 11 февраля прошлого года после взлета из Домодедово», — отметил Шелковников.
Опасные беспилотники
В числе новых приоритетов Международной организации гражданской авиации — проблема беспилотников. «"Колокол ударил в набат" в декабре прошлого года. Беспилотники, объявившиеся в районе английского аэропорта Гатвик, второго в стране по интенсивности полетов, вызвали настоящий хаос. Были отменены сотни рейсов, пострадали более 140 тысяч пассажиров», — сказал авиаэксперт. Что случилось с Ан-148: невероятные версии катастрофы
Есть данные, что за последние пять лет беспилотные летательные аппараты около 500 раз угрожали полетам самолетов в небе над Канадой. Поэтому ИКАО включила в Глобальный план безопасности полетов интеграцию беспилотных авиационных систем в несегрегированное, то есть открытое для всех, воздушное пространство.
Проблема беспилотных воздушных судов характерна и для России, где они повсеместно летают без средств опознавания — трекеров. «Ситуация недопустимая. Особенно если учесть, что в эксплуатации более 5 тысяч отечественных промышленных беспилотных авиационных систем различных конструкций и назначения, а также свыше 30 тысяч — иностранного производства», — уточнил представитель Всемирного фонда безопасности полетов.
Глобальное слежение
Другая важнейшая задача в области безопасности — создание системы глобального слежения за полетами. «При любом авиапроисшествии наивысший приоритет — спасение оставшихся в живых. К активизации разработки глобальной системы слежения подтолкнуло исчезновение малайзийского рейса MH 370. Вы знаете, его ищут уже пять лет», — сказал Шелковников.
«Насколько необходимо внедрение спутниковых средств наблюдения, наглядно подтверждают те же катастрофы российских вертолетов. Вспомним, что произошло в горах Республики Коми с Ми-8 "Газпромавиа" в 2007 году: вертолет упал всего в 3 километрах от места вылета, но аварийный радиомаяк не сработал. Искали двое суток. Пилоты выжили после падения, но погибли от переохлаждения», — посетовал эксперт.
Он также напомнил, что в октябре 2014 года десять месяцев искали вертолет Ми-8Т «Тува-Авиа». Только через трое суток нашли упавший в районе Шпицбергена Ми-8 «Конверс-Авиа» в октябре 2017 года. А Robinson R-66, исчезнувший два года назад над Телецким озером, так и не нашли.
Российская специфика
«По тем данным, которые есть, в России в 2018 произошло 22 авиакатастрофы. Одна крупная — самолета Ан-148, в которой погиб 71 человек. Остальные с вертолетами и воздушными судами малой авиации, в том числе частными: погибли 57 человек», — сообщил Шелковников. «Занимайте эшелон»: как работают авиадиспетчеры
По его мнению, российским чиновникам надо обратить внимание на безусловное и своевременное внедрение стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации. Именно такую задачу поставил перед государствами стратегический план ИКАО «Путеводная нить гражданской авиации в XXI век». За прошедшие с момента его принятия 18 лет России так и не подготовлен проект постановления правительства о реализации требований этого важнейшего документа.
«Нужно серьезно заниматься проактивными методами предотвращения авиационных происшествий. Это требование ИКАО. Для иных начальников происходящие катастрофы — всегда удивительная неожиданность. Словно история не учит: они никогда не бывают следствием одной причины. Выявить всю цепь неблагоприятных событий, заранее увидеть слабое звено — вот главное», — считает эксперт.