Почему налог планировали отменить
Транспортный налог в России намечалось отменить в течение трех лет после введения в 2009 году акцизов на топливо. Вопрос поднимался несколько раз — сейчас в стоимость каждого литра бензина входят акцизные отчисления, часть которых направляется на ремонт дорог.
Принцип расчета транспортного налога давно критикуется — сумма налога зависит от мощности транспортного средства, при этом не имеет значения, использовался ли автомобиль в течение года. Однако мощность авто не отражает реальный ущерб, который транспортное средство наносит дорожному покрытию.
Тратить собранные за счет акцизов средства на ремонт дорог более справедливо — тогда больше денег платят автомобилисты, которые чаще ездят. Классический транспортный налог платят даже те, у кого автомобиль стоит в гараже. А льготы имеют только инвалиды.
При этом хозяева большегрузов платят дополнительный налог в системе «Платон», а владельцы автомобилей дороже 3 миллионов рублей — налог на роскошь. Фактически, за одно транспортное средство некоторым автовладельцам приходится выплачивать до четырех налогов, которые идут на содержание автодорог.
Еще в 2012 году Владимир Путин заговорил о необходимости заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо. Однако правительство и профильные комитеты Госдумы последовательно выступают против отмены. Так, потери региональных бюджетов в случае отмены налога оцениваются в 150 миллиардов рублей ежегодно.
Госдума летом отклонила внесенный инициативной группой депутатов законопроект об отмене транспортного налога. Таким образом, отмена налога в 2018 году — всего лишь слух, никак не подтвержденный официальными источниками.
Шансы на принятие документа в ближайшие годы малы — экономическая ситуация в стране напряженная, Минфин России ранее заявлял о том, что заместить выпадающие из региональных бюджетов доходы нечем, а значит, говорить об отмене транспортного налога преждевременно.