НАВЕРХ

Либерализация тарифов: как изменится ОСАГО

Фото: heartbeaz / CC BY 2.0

Автомобилисты, которые будут оформлять полис ОСАГО этой осенью, заплатят новые, скорее всего, большие суммы — власти взяли курс на либерализацию тарифов. В том, что страхование станет дороже, уверены активисты из автосообществ. Но представители страховщиков это пока опровергают и утверждают, что большинство водителей получат хорошую скидку.

Сейчас базовая ставка по ОСАГО составляет от 3 432 до 4 118 рублей. До конца года предполагается раздвижка базового коридора для легковых автомобилей физических лиц по 20% в сторону верхней и нижней границы, для юридических лиц разбег тарифа составит 5,7%, для мотоциклов и мотороллеров — 10,9%. Затем страховые компании определят тарифы по регионам.

Бедные страховые

«Тот запас тарифов, который был заложен при введении ОСАГО в 2003 году, его хватило на 10 лет. Но различные причины — рост стоимости запасных частей, рост стоимости нормочаса, недобросовестные действия посредников, не очень хорошо складывающаяся судебная практика в ряде субъектов РФ — привели к тому, что тарифа стало катастрофически не хватать. Это касается и регионов СФО», — объясняет причины реформы председатель комитета по региональному развитию Всероссийского союза страховщиков Ольга Бутковская.

По ее данным, суд в 99% случаев считает слабой стороной того, кто обратился за недополученными от страховой компании средствами, и выносит решение в его пользу. При этом много судебных споров, когда обращаются к страховщикам не потерпевшие, а автоюристы. И нередко оказывается, что владелец авто вообще не в курсе иска, а его «представители» используют похищенные данные из базы страховщиков.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Оформление е-ОСАГО предложили поощрить скидкой

Руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков уверен, что страховые компании сами виноваты, так как не выполняют свои обязанности честно. По его мнению, никто бы не пошел в суд, если бы оценщики, не занижая, рассчитывали средства, а компании сразу бы выплачивали суммы, которых хватает на ремонт автомобиля.

Другой проблемой он называет группировки, которые зарабатывают деньги на ОСАГО, подставляя битые авто. «Службы безопасности крупных страховых готовые материалы приносят. Органы внутренних дел отмахиваются, уголовного преследования не происходит. Если бы государство навело порядок здесь, мы бы получили достаточно большое сохранение денежных средств, которые компании тратят на этих преступников», — считает Ашурков.

Цены снизят?

Бутковская удивляется тому, что все считают, что цены обязательно вырастут. Она приводит данные, что аварийными являются 18-19% водителей, а в отношении более 80% участников дорожного движения действует бонус-малус, и многих он максимальный — 0,5. Только те, кто неоднократно попадал в ДТП, являлся причинителями вреда, будут получать тарифный коридор по максимуму.

Бонус-малус (КБМ) — коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на стоимость ОСАГО. Он зависит от стажа вождения, наличия или отсутствия аварий.

«Чтобы оценить, как поведет себя рынок, будет введен максимальный коридор для отдельных марок автомобилей. Скорее всего, максимальный тариф будет по таксопаркам, по молодым водителям, не имеющим достаточного опыта. А по всем остальным — либо средние значения, либо значения, стремящиеся к минимальным», — утверждает представитель страховщиков.

Она отмечает, что и сегодня страховщики редко применяют максимальные значения тарифов в регионах, где нет серьезной криминогенной обстановки. Максимальные же тарифы действуют на юге страны, где частотность страховых событий приближается к 20%, хотя в среднем по Росии это 6,2%, и где средняя выплата превышает 100 тысяч рублей (в среднем по России 72 тысячи рублей). Регионы Сибири относят к желтой зоне, то есть они не являются сильно критичными и сверхаварийными.Государство задумалось о запрете продажи авто из рук в руки

«Страховщики — они же не самоубийцы, они же прекрасно понимают — или потерять человека совсем, или дать ему справедливый тариф. Расширение тарифного коридора это и подразумевает, и дальнейшая либерализация приведет к тому, что страховщики смогут оценивать манеру вождения, участие в ДТП каждого водителя и применять к нему индивидуальный тариф. И совсем не факт, что этот тариф будет выше», — высказывается Бутковская.

Представитель Всероссийского союза страховщиков приводит пример Германии, где при либерализации аналога нашего ОСАГО тарифы выросли только в первый год, на второй год они пришли к первоначальным значениям, а к третьему они начали снижаться.

«Самый ключевой элемент — защита прав потребителей. Предполагается установить справедливую цену ОСАГО для каждого водителя. Добросовестные водители, которые соблюдают все ПДД, конечно же, для них будет дешевле», — добавляет председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев.

Ашурков возражает: прибор фото- и видеофиксации любого автолюбителя сделает нарушителем, а манера вождения вообще индивидуальна, как ее оценивать? «У нас почему-то всегда взвинчивается цена в надежде, что кто-то купит», — удивляется автолюбитель.

Водители «забудут» про ОСАГО?

По данным Бутковской, сейчас в Сибири каждый пятый автовладелец ездит либо без полиса ОСАГО, либо с нелегитимным страховым полисом. За первый квартал этого года в СФО заключили на 63 тысячи (1,4%) договоров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом автопарк за это время вырос практически на 20%.

С 1 июля прекращают действовать полисы серии ЕЕЕ, будут только МММ и ККК. Страховщики предупреждают, что дешевый ЕЕЕ лучше не брать, он окажется нелигитимным.

Старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Генрих Малкин отмечает, что с начала года в регионе задержали более 33 тысяч водителей, передвигавшихся без полисов ОСАГО. Это на 20% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Дорожные камеры найдут автомобилистов без ОСАГО

Ашурков уверен, что с введением новых тарифов количество людей, которые будут ездить без полиса, еще увеличится. «Многие отказались (от ОСАГО), потому что человек видит, что ему выгоднее заплатить штраф 800 рублей. Учитывая, что у нас личного состава ГИБДД на дорогах все меньше и меньше, проще ездить вообще без полиса, чем платить 8-12 тысяч, выгоднее — три-пять раз по 800», — рассуждает он.

Представитель ГИБДД уверяет, что ведомство не допустит беспредела на дорогах. Но конкретных мер по выявлениею водителей без страховок он не назвал.



Еще по теме
Подсчитано количество штрафов авто губернатора Новосибирской области
Сенатор понадеялся на благую цель повышения штрафов за нарушения ПДД
Российские регионы начнут проверять ОСАГО с помощью камер
Скидку в 50% за оплату штрафов ПДД отменили
смотреть все
Обсуждение (13)