Уходящий год вернул России военное влияние в мире. Российское оружие теперь не только удивляет экспертов на выставках и учениях, но и уничтожает врага на настоящем поле боя в Сирии. Однако реальное применение вооруженных сил выявило и ряд серьезных проблем.
Внешне неприметные малые ракетные корабли ВМФ России «Зеленый Дол» и «Серпухов» во время похода в Средиземном море устроили переполох на Западе. Неожиданно из района, где безраздельно господствовали морские силы НАТО, они произвели залп крылатыми ракетами «Калибр» по базам боевиков в Сирии. Так мир узнал, что Россия способна наносить смертоносные точечные удары за тысячи километров. На военно-политическом языке это называется проекция силы.
Смертельные «Калибры»
В региональных конфликтах Россия сделала ставку на применение высокоточного оружия. Наибольший эффект произвели крылатые ракеты морского базирования «Калибр», и воздушного — Х-101. Для их пуска, в том числе, использовались стратегические ракетоносцы и подводные лодки. Ранее полной монополией на такой вид вооружения, позволяющий безнаказанно уничтожать врага в любой точке мира, обладали только силы НАТО.
Семейство ракет «Калибр» начали разрабатывать в 1980-х годах. В 1990-х их прототип был представлен на оружейных выставках. В 2012 году ракетный корабль «Дагестан» произвел первый пуск комплекса «Калибр-НК», после чего его приняли на вооружение.
По открытым данным, «Калибр-НК» предназначен для нанесения ракетных ударов по морским целям на дистанции до 350 километров и по береговым до 2600 километров. Есть информация, что в ядерном оснащении их дальность гораздо выше. Ракеты имеют низкую радиолокационную заметность и за счет огибания на сверхмалых высотах рельефа местности тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели составляет несколько метров. Масса боевой части — 500 килограммов.
Россия применила против террористов в Сирии также новейшие крылатые ракеты воздушного базирования Х-101, созданные по технологии малой заметности — Stealth. Это вариант стратегической ракеты X-102, оснащенной ядерной боеголовкой.
Х-101 обладает впечатляющими характеристиками. Ракета имеет дальность в 5 тысяч километров. Полет она совершает также в режиме огибания рельефа местности. Оснащена совершенной системой наведения, которая позволяет наносить удары с точностью до нескольких метров. Масса ее боевой части составляет 400 килограмм.
Это
было первое боевое применении Россией
столь дорогого, сложного и эффективного
вида высокоточных вооружений. Военных
экспертов больше всего поразил факт
его использования по обычным боевикам
в конфликте малой интенсивности. Ранее
такое оружие Москва берегла для своих
«партнеров» в НАТО.
Проекция силы
Минообороны усилило эффект от ударов «Калибрами» и Х-101 опубликовав ролики их пуска с подводных лодок «Варшавянка» и ракетоносцев Ту-160. Дело в том, что ранее стратегическую авиацию и подлодки против, по сути, отдельных групп людей использовали только США. Теперь их примеру последовала и Россия.
Ту-160, получивший в авиации прозвище «белый лебедь», — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Его максимальный взлетный вес составляет 275 тонн. Дальность без дозаправки 12 тысяч километров. Скорость — до 2200 километров в час. Самолет может нести от 12 до 24 ракет в двух барабанных пусковых установках, размещенных внутри корпуса.
На вооружении Дальней авиации ВКС России сейчас стоит 16 таких машин. В этом году было принято решение о модернизации самолетов до уровня Ту-160М2, который предусматривает установку новейшей авионики и систем управления вооружением. Минобороны поручит «Белым лебедям» задачи особой важности.
Подлодки проекта 636.3, известные как «Варшавянки», в среде специалистов получили устрашающее прозвище «черные дыры» за уникальную бесшумность. Скорость подлодок составляет до 20 узлов, автономность плавания — 45 суток, экипаж — более 50 человек, надводное водоизмещение — более 2000 тонн, подводное водоизмещение — около 4000 тонн.
Особенностями этого проекта является оснащение лодок комплексом высокоточного ударного ракетного вооружения «Калибр-НК» для стрельбы по надводным и наземным целям, а также обновленное радиоэлектронное оборудование.
Черноморский флот России уже получил первую серию «черных дыр» из шести единиц. Свои возможности 636-е продемонстрировали в конце прошлого года, когда вторая в «черноморской» серии подлодка «Ростов-на-Дону», находясь в Средиземном море, использовала крылатые ракеты «Калибр» для уничтожения отрядов боевиков в Сирии. Создание второй подобной серии, предназначенной для Тихоокеанского флота, планируется начать в 2017 году и завершить в 2021-м.
«Сирийский экспресс»
Однако, помимо триумфа в применении крылатых ракет, стратегических ракетоносцев, у России были поводы для тревоги и даже стыда. Речь идет о логистике. Доставка грузов для российской группировки в Сирии превратилось для Минобороны в огромную проблему. Как выяснилось, у ВМФ РФ почти не осталось вспомогательного флота — грузовых судов. А авиация в данном случае — не самый дешевый и подходящий вариант.
И все же основным путем доставки материального имущества и боеприпасов в Сирию стал морской путь — от Новороссийска и Севастополя через Черное море и проливы до пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе на сирийском побережье. Западные эксперты, с азартом наблюдавшие за лихорадочным российским морским трафиком, дали этому маршруту название «Сирийский экспресс». В соцсетях, между тем, шел спор: сумеет ли Россия обеспечить свои войска в Сирии.
Из-за отсутствия вспомогательного флота штаб ВМФ РФ был вынужден привлечь для перевозок практически весь наличный состав больших десантных кораблей (БДК) всех четырех флотов России — Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского. Боевые корабли прекрасно справлялись с несвойственной им задачей, но при этом нещадно «выбивали» драгоценный ресурс.
Перед Россией встала угроза остаться без морских десантных сил. Поэтому в срочном порядке у Турции были закуплены несколько старых грузовых судов. На них подняли флаги вспомогательного флота ВМФ РФ и пустили по маршруту «Сирийского экспресса».
По
словам экспертов, в этом проявился
российский подход к военному строительству.
Крылатые ракеты с ракетоносцев стоимостью
в миллиарды рублей пускать получалось
прекрасно, а обеспечить войска водой,
едой, топливом и боеприпасами с помощью
обычных дешевых судов сумели с трудом.
Тем не менее, Россия сумела решить сложнейшую
логистическую задачу.
«Для обеспечения российской группировки войск в Сирии в условиях значительной удаленности ее от поставщиков материальных средств, а это около 10 тысяч километров, была выстроена уникальная логистическая система, которая синхронизировала работу всех видов транспорта Вооруженных сил и коммерческих организаций. Не зря специалисты НАТО российскую систему доставки материальных средств в Сирию назвали "сирийским экспрессом"», — с гордостью заявил замминистра обороны РФ, генерал армии Дмитрий Булгаков.
«Отдельные проблемы»
Подводя итоги операции в Сирии министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что в ходе боевых действий было апробировано 162 образца современного и модернизированного вооружения. При этом, в результате испытаний было принято решение прекратить закупку десяти образцов вооружения из-за технических недостатков.
Шойгу отметил, что «в ходе применения военной техники в Сирийской Арабской Республике был выявлен ряд конструктивных и производственных недостатков». По его словам, ему доложат, «какие меры принимаются и уже приняты по повышению надежности военной техники».
О
каких именно системах вооружения идет
речь, Шойгу не сказал. Военный обозреватель
Александр Голь высказал предположение,
что с проблемами столкнулись системы
боевого управления. Их пришлось
дорабатывать по ходу делу.
«Речь может идти о средствах связи, которые всегда были ахиллесовой пятой российских Вооруженных сил. Мы действительно серьезно отстаем во всем, что касается высокой электроники, сложных систем, связанных с компьютерным и информационным обеспечением. Это не устарелые системы. Россия сейчас пытается догонять и очевидно, не всегда успешно», — высказался обозреватель.
Незадолго до этого президент России Владимир Путин, говоря об итогах операции в Сирии, признался, что боевые действия выявили «определенные проблемы», устранение которых позволит «скорректировать дальнейшие направления развития и совершенствования образцов военной техники».
«По каждому из них должно быть проведено самое тщательное расследование, я имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ», — говорил Путин. Как пояснил позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, речь шла о «функционировании той или иной техники», но информация об этих инцидентах носит «служебный характер».