Авианосец «Кузнецов» двумя утопленными истребителями подпортил репутацию российской боевой авиации в Сирии. Зарубежные «эксперты» не скрывали злорадства, российские — заговорили о бессмысленности таких сложных кораблей в ВМФ России. Мы попытались разобраться в тяжелой судьбе отечественного авианосного флота.
Чуть менее месяца назад, 13 ноября с борта тяжелого авианесущего крейсера (ТАвКР) «Адмирал Кузнецов», несущего боевую службу у берегов Сирии вСредиземном море, взлетели три новейших палубных истребителя МиГ-29КР. После выполнения задания один из самолетов упал в море.
Невезучий корабль
Корабельные самолеты тормозятся на палубе авианосца, цепляя специальном крюком (гаком) тросы аэрофинишера, своего рода огромные «резинки». Первый истребитель сел удачно. Второй — оборвал один из тросов, но успел остановиться. Третий МиГ-29КР остался в воздухе, ожидая починки аэрофинишера. Не дождался: палубная команда не сумела наладить систему. Истребитель выработал топливо, летчик катапультировался. В итоге машина стоимостью в десятки миллионов долларов оказалась на дне Средиземного моря.
Через три недели истребитель Су-33, совершавший посадку на «Кузнецова», снова оборвал трос аэрофинишера, не сумел остановиться, выкатился за палубу и утонул. Летчик успел катапультироваться, и был спасен поисково-спасательной службой корабля.
Таким образом, за месяц своей боевой службы в Средиземном море «Кузнецов» подвигов совершить не сумел, а только подпортил безупречную репутацию, с таким трудом заработанную российской боевой авиацией в Сирии. Авиагруппа ВКС России силами, равными двум полкам, переломила в пользу режима Башара Асада ход гражданской войны. При этом при небывалой для отечественных воздушных сил интенсивности боевых вылетов группа не потеряла по техническим причинам ни одного самолета.
В ответ на неудачи российской корабельной авиации западная пресса разразилась потоком злорадных комментариев. «Кузнецову» и так уже досталось. Во время перехода в Средиземное море его успели прозвать «дымящим чудовищем» и «живым мертвецом» за чадящие копотью изношенные котлотурбинные установки авианосца.
Агентство Bloomberg назвало ситуацию с авианесущим крейсером плохой рекламой для российского оружия, поскольку «Кузнецов» может показать «только мощь буксиров ВМФ РФ и катапультируемых кресел истребителей».
Хозяева морей
Несчастливая судьба отечественных авианосных сил во многом показательна: по ее истории можно проследить попытки Советского Союза и России выйти за рамки сухопутной державы, построив современный океанский флот.
Авианосцы стали хозяевами морей в ходе Второй мировой войны. Соединенные Штаты разгромили Японию не в августе 1945 года в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, они победили еще в июне 1942 года в результате величайшего сражения авианосных сил у атолла Мидуэй в Тихом океане, сломавшего хребет императорскому флоту и приведшего в итоге к поражению Страны восходящего солнца.
По данным, приведенным в книге Владимира Кузина и Владислава Никольского «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», по итогам Второй мировой на долю авиации приходится 60% потопленных надводных кораблей и судов, а также 50% уничтоженных подводных лодок. Морская авиация была безусловным лидером по боевой эффективности и гибкости применения.
Но Советский Союз по традиции выбрал уникальный путь. За пример был взят германский флот с его масштабной подводной войной на атлантическом театре военных действий. Несмотря на то, что эта война им была проиграна, а подлодки признаны самым дорогим боевым средством.
В первой послевоенной кораблестроительной программе СССР акцент был сделан на строительстве линкоров и крейсеров. Хотя, как показал опыт, они потеряли роль главной ударной силы флота, показав свою беспомощность перед авиацией. Иосиф Сталин не был против авианосцев. Программа предусматривала их создание, но только для вспомогательных целей — противовоздушной обороны корабельных ударных соединений.
С приходом к власти Никиты Хрущева на планах по строительству авианосцев, впрочем, как линкоров и крейсеров — был поставлен крест. Все ресурсы бросили на создание атомных подводных лодок и вооружение флота ракетами всевозможных типов и назначений.
Подобный ассиметричный ответ на многочисленные авианосные ударные группы ВМС США — ставка на атомный подводный флот и мощные противокорабельные ракетные комплексы большой дальности — стал отличительной чертой ВМФ СССР, которую унаследовал и российский флот.
Стратегический расчет
Планы по строительству авианосцев в послевоенные годы в СССР существовали всегда: и в политических, и в военных кругах были убежденные сторонники создания современного авианосного флота. Но эти планы разбивались о два обстоятельства (речь идет только о полноценных авианосцах с катапультами, корабли с самолетами вертикального взлета в расчет не берем).
Первое обстоятельство — финансы. На единый оборонный бюджет претендовали сухопутные войска, на которые должны была лечь основная тяжесть возможной войны в Европе, ВВС, ПВО, ВМФ и, конечно, ядерные силы. Каждый из этих видов Вооруженных сил претендовал на свой «кусок пирога». В отличие от США, советский флот особым приоритетом здесь не обладал.
Второе обстоятельство — стратегическое. Предполагалось, что основным театром будущей Третьей мировой войны станет Европа. Советские танковые армии должны были при поддержке тактических ядерных ударов разгромить основную группировку НАТО и выйти к Ла-Маншу до того, как на европейский континент прибудут подкрепления из США. К слову, о планах начала крупномасштабной атомной войны точных данных нет. Есть информация, что Североатлантический альянс бы нанес стратегический ядерный удар по СССР после пересечения советскими войсками Рейна.
На применение ВМФ в ходе глобальной войны было два основных подхода. Согласно первому, главными задачами флота были поддержка сухопутных войск, а также обеспечение боевого развертывание морских стратегических сил, то есть прикрытие выхода атомных подлодок в район пуска баллистических ракет. Такой подход обходился без участия авианосцев: воздушное прикрытие флоту в данном случае могла обеспечить авиация берегового базирования.
Второй предполагал выход советского флота на основные морские театры военных действий. Речь, прежде всего, идет о Северной Атлантике. ВМФ СССР должен был пробить Фареро-Исландский рубеж обороны НАТО, вступить в бой с основными морскими силами Запада и начать громить атлантические коммуникации США. Здесь без авианосного флота было не обойтись.
Мечты об авианосце
Тем временем, ВМФ подвел под строительство авианосцев научную базу. В конце 1960-х годов в СССР были проведены масштабные научно-исследовательские работы по теме «Ордер», целью которых было изучения боевой устойчивости советского флота.
Исследования доказали, что без авианосцев в условиях господства в воздухе авиации противника в удаленных районах советский флот будет попросту потоплен. Одними зенитно-артиллерийскими и зенитно-ракетными средствами, даже самыми совершенными, корабли защитить нельзя, решили специалисты.
Конструкторы и главный штаб ВМФ представили тогдашнему министру обороны маршалу Андрею Гречко предложения по облику будущего авианосца. «Чего вы там мудрите! Сделайте как у американцев, вот с таким авиапарком», — заявил военачальник.
Так родился проект 1160 шифр «Орел». Он предполагал строительство серии атомных многоцелевых авианосцев водоизмещением около 80 000 тонн с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными и радиолокационного дозора типа П-42) общим количеством до 70 машин. По сути, — полный аналог американского авианосца типа «Нимитц».
Но в 1976 Гречко умер. Министром обороны стал Дмитрий Устинов, сделавший блестящую карьеру в «оборонке» и оттого прекрасно умеющий считать народные деньги. Через год на должность начальника Генерального штаба был назначен Николай Огарков, завоевавший огромное уважение, как в странах Варшавского договора, так и в НАТО (там его прозвали «Грозный солдат» — Formidable Soldier). Их оба отличало прохладное отношение к флоту.
Однако свернуть программу строительства полноценных авианосцев Устинов и Огарков сразу не могли. За создание авианосного флота выступали такие непререкаемые авторитеты как главком ВМФ адмирал Сергей Горшков и министр судостроения Борис Бутома. Противостояние этих двух позиций и определило проекты будущих авианосцев, а также то, что они постоянно откладывались в долгий ящик.
Плод компромисса
В 1977 году работы по проекту 1160 были закрыты. Конструкторам был передан заказ на проект 1153 «большого крейсера с авиационным вооружением». Его водоизмещение снизили до 70 000 тонн, общее количество самолетов (в основном типа Су-27) сократилось до 50 машин. Уже через год закрыли работы и по проекту 1153. Устинов решил сделать упор на строительство недорогих авианесущих кораблей без катапульт под перспективный сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-41.
И все же сторонникам полноценных авианосцев удалось доказать Устинову необходимость строительства кораблей с катапультами и нормальными истребителями для обеспечения ПВО ударных соединений флота. Результаты учений «Запад-81» полностью подтвердили выводы темы «Ордер». Были начаты работы по проекту 11435 (будущий «Кузнецов»), в состав которого должны были войти как «вертикалки» Як-41, так и нормальные самолеты МиГ-29К, Су-25К, Су-27К.
В ходе работ над проектом корабля, который впоследствии получит название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», вносились изменения в сторону упрощения. Ранее на угловой палубе предполагалось установить две катапульты, однако потом от них отказались. Решили установить трамплин, как на британских «недоавианосцах».
Говорят, что отказу от катапульты поспособствовал генеральный конструктор КБ «Сухой» Михаил Симонов, который заверил: его истребители запросто взлетят с трамплина. Они и вправду начали взлетать без катапульты, но только с неполной заправкой баков или облегченной боевой нагрузкой, что сильно урезало их боевой функционал.
В ходе работ ради удешевления отказались от атомной силовой установки в пользу капризной котлотурбинной, из-за которой корабль в море неоднократно терял ход, а накануне рассмешил Запад клубами гари из труб. Но зато на «Кузнецове» установили дорогой противокорабельный ракетный комплекс «Гранит», таким образом, моряки выразили свое неверие в боевые возможности авиагруппы.
В итоге «Кузнецов» оказался плодом трудного компромисса. По такому же проекту должен быть бы построен и его младший брат — ТАвКР «Рига» (с 1990 года «Варяг», с 2012 года китайский «Ляонин»). Впоследствии на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве был заложен уже атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск» с катапультным стартом. Для подготовки летчиков на тренажерном комплексе палубной авиации «НИТКА» в Крыму в 1985 году была установлена действующая паровая катапульта.
Падчерица флота
Так что просуществуй СССР еще хотя бы десятилетие, у отечественного флота при наличии финансов, конечно, появился бы полноценный авианосец «Ульяновск». Тем более, что, как говорят эксперты, технических проблем для строительства современных авианесущих кораблей не было. Были некоторые сложности с созданием многоканальных быстродействующих помехозащищенных систем связи, а также палубных самолетов радиолокационного обзора по типу американского E-2 Hawkeye.
Серьезные проблемы были и есть организационного характера. Летчики сетуют, что авиация для флота остается падчерицей. ВМФ России не до конца понимает, как ее применять. Для сравнения в ВМС США авианосцами и зачастую авианосными ударными группами командуют летчики по квалификации (правда, имеющие базовое морское образование).
Контр-адмирал Юрий Кириллов, который в советские времена командовал операциями против авианосных ударных групп ВМС США уверен, что «авианосец — это организация, доведенная до совершенства».
«Это плавучий аэродром со всем необходимым для боевого применения разнородной группировки авиации, гигантский корабль с многотысячным экипажем, тысячами помещений, многообразием механизмов и систем, призванных работать с точностью часового механизма, пчелиного улья! Представьте себе проблематику одновременного управления многочисленной корабельной авиацией, действующей сразу по нескольким задачам на значительном удалении. Представьте пространственный размах боевых действий, если только хватит воображения!», — отметил адмирал.
Но ВМФ РФ не забыл об авианосном флоте. Конструкторами разработан проект 23000 перспективного многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» (проект 23000). Время от времен звучат заявления о скором старте его строительства. Время у России пока есть. Помимо владычицы морей Америки, «взрослый» авианосец с атомным реактором и катапультами есть пока только у Франции — R91 Charles de Gaulle, который особых подвигов пока не совершил и также неоднократно становился предметов едких шуток.
Сейчас же Россия строит по-настоящему нужные корабли ближней морской зоны. Пусть они не такие большие и престижные, как авианосцы. Российские дизельные подводные лодки, фрегаты и корветы уже продемонстрировали свою эффективность, нанося удары крылатыми ракетами по позициям боевиков в Сирии, в отличие от своих более крупных собратьев, которые пока только демонстрируют российский флаг на морских просторах.