НАВЕРХ

Тяжелое наследство: как «Кузнецов» российский флот опозорил

Фото: Russian Ministry of Defence / CC BY 4.0
Купить иллюстрацию
Авианосец «Кузнецов» двумя утопленными истребителями подпортил репутацию российской боевой авиации в Сирии. Зарубежные «эксперты» не скрывали злорадства, российские — заговорили о бессмысленности таких сложных кораблей в ВМФ России. Мы попытались разобраться в тяжелой судьбе отечественного авианосного флота.

Чуть менее месяца назад, 13 ноября с борта тяжелого авианесущего крейсера (ТАвКР) «Адмирал Кузнецов», несущего боевую службу у берегов Сирии вСредиземном море, взлетели три новейших палубных истребителя МиГ-29КР. После выполнения задания один из самолетов упал в море.

Невезучий корабль

Фото: © Russian Ministry of Defence / CC BY 4.0

Корабельные самолеты тормозятся на палубе авианосца, цепляя специальном крюком (гаком) тросы аэрофинишера, своего рода огромные «резинки». Первый истребитель сел удачно. Второй — оборвал один из тросов, но успел остановиться. Третий МиГ-29КР остался в воздухе, ожидая починки аэрофинишера. Не дождался: палубная команда не сумела наладить систему. Истребитель выработал топливо, летчик катапультировался. В итоге машина стоимостью в десятки миллионов долларов оказалась на дне Средиземного моря.

Через три недели истребитель Су-33, совершавший посадку на «Кузнецова», снова оборвал трос аэрофинишера, не сумел остановиться, выкатился за палубу и утонул. Летчик успел катапультироваться, и был спасен поисково-спасательной службой корабля. 

Таким образом, за месяц своей боевой службы в Средиземном море «Кузнецов» подвигов совершить не сумел, а только подпортил безупречную репутацию, с таким трудом заработанную российской боевой авиацией в Сирии. Авиагруппа ВКС России силами, равными двум полкам, переломила в пользу режима Башара Асада ход гражданской войны. При этом при небывалой для отечественных воздушных сил интенсивности боевых вылетов группа не потеряла по техническим причинам ни одного самолета.

В ответ на неудачи российской корабельной авиации западная пресса разразилась потоком злорадных комментариев. «Кузнецову» и так уже досталось. Во время перехода в Средиземное море его успели прозвать «дымящим чудовищем» и «живым мертвецом» за чадящие копотью изношенные котлотурбинные установки авианосца.

Агентство Bloomberg назвало ситуацию с авианесущим крейсером плохой рекламой для российского оружия, поскольку «Кузнецов» может показать «только мощь буксиров ВМФ РФ и катапультируемых кресел истребителей».

Хозяева морей

Несчастливая судьба отечественных авианосных сил во многом показательна: по ее истории можно проследить попытки Советского Союза и России выйти за рамки сухопутной державы, построив современный океанский флот. 

Авианосцы стали хозяевами морей в ходе Второй мировой войны. Соединенные Штаты разгромили Японию не в августе 1945 года в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, они победили еще в июне 1942 года в результате величайшего сражения авианосных сил у атолла Мидуэй в Тихом океане, сломавшего хребет императорскому флоту и приведшего в итоге к поражению Страны восходящего солнца.

По данным, приведенным в книге Владимира Кузина и Владислава Никольского «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», по итогам Второй мировой на долю авиации приходится 60% потопленных надводных кораблей и судов, а также 50% уничтоженных подводных лодок. Морская авиация была безусловным лидером по боевой эффективности и гибкости применения.

Но Советский Союз по традиции выбрал уникальный путь. За пример был взят германский флот с его масштабной подводной войной на атлантическом театре военных действий. Несмотря на то, что эта война им была проиграна, а подлодки признаны самым дорогим боевым средством.

В первой послевоенной кораблестроительной программе СССР акцент был сделан на строительстве линкоров и крейсеров. Хотя, как показал опыт, они потеряли роль главной ударной силы флота, показав свою беспомощность перед авиацией. Иосиф Сталин не был против авианосцев. Программа предусматривала их создание, но только для вспомогательных целей — противовоздушной обороны корабельных ударных соединений.

С приходом к власти Никиты Хрущева на планах по строительству авианосцев, впрочем, как линкоров и крейсеров — был поставлен крест. Все ресурсы бросили на создание атомных подводных лодок и вооружение флота ракетами всевозможных типов и назначений.

Подобный ассиметричный ответ на многочисленные авианосные ударные группы ВМС США — ставка на атомный подводный флот и мощные противокорабельные ракетные комплексы большой дальности — стал отличительной чертой ВМФ СССР, которую унаследовал и российский флот.

Стратегический расчет

Планы по строительству авианосцев в послевоенные годы в СССР существовали всегда: и в политических, и в военных кругах были убежденные сторонники создания современного авианосного флота. Но эти планы разбивались о два обстоятельства (речь идет только о полноценных авианосцах с катапультами, корабли с самолетами вертикального взлета в расчет не берем).

Первое обстоятельство — финансы. На единый оборонный бюджет претендовали сухопутные войска, на которые должны была лечь основная тяжесть возможной войны в Европе, ВВС, ПВО, ВМФ и, конечно, ядерные силы. Каждый из этих видов Вооруженных сил претендовал на свой «кусок пирога». В отличие от США, советский флот особым приоритетом здесь не обладал.

Второе обстоятельство — стратегическое. Предполагалось, что основным театром будущей Третьей мировой войны станет Европа. Советские танковые армии должны были при поддержке тактических ядерных ударов разгромить основную группировку НАТО и выйти к Ла-Маншу до того, как на европейский континент прибудут подкрепления из США. К слову, о планах начала крупномасштабной атомной войны точных данных нет. Есть информация, что Североатлантический альянс бы нанес стратегический ядерный удар по СССР после пересечения советскими войсками Рейна.

На применение ВМФ в ходе глобальной войны было два основных подхода. Согласно первому, главными задачами флота были поддержка сухопутных войск, а также обеспечение боевого развертывание морских стратегических сил, то есть прикрытие выхода атомных подлодок в район пуска баллистических ракет. Такой подход обходился без участия авианосцев: воздушное прикрытие флоту в данном случае могла обеспечить авиация берегового базирования.

Второй предполагал выход советского флота на основные морские театры военных действий. Речь, прежде всего, идет о Северной Атлантике. ВМФ СССР должен был пробить Фареро-Исландский рубеж обороны НАТО, вступить в бой с основными морскими силами Запада и начать громить атлантические коммуникации США. Здесь без авианосного флота было не обойтись.

Мечты об авианосце

Тем временем, ВМФ подвел под строительство авианосцев научную базу. В конце 1960-х годов в СССР были проведены масштабные научно-исследовательские работы по теме «Ордер», целью которых было изучения боевой устойчивости советского флота.

Исследования доказали, что без авианосцев в условиях господства в воздухе авиации противника в удаленных районах советский флот будет попросту потоплен. Одними зенитно-артиллерийскими и зенитно-ракетными средствами, даже самыми совершенными, корабли защитить нельзя, решили специалисты.

Конструкторы и главный штаб ВМФ представили тогдашнему министру обороны маршалу Андрею Гречко предложения по облику будущего авианосца. «Чего вы там мудрите! Сделайте как у американцев, вот с таким авиапарком», — заявил военачальник.

Так родился проект 1160 шифр «Орел». Он предполагал строительство серии атомных многоцелевых авианосцев водоизмещением около 80 000 тонн с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными и радиолокационного дозора типа П-42) общим количеством до 70 машин. По сути, — полный аналог американского авианосца типа «Нимитц».

Фото: © проект 1160. Невское ПКБ

Но в 1976 Гречко умер. Министром обороны стал Дмитрий Устинов, сделавший блестящую карьеру в «оборонке» и оттого прекрасно умеющий считать народные деньги. Через год на должность начальника Генерального штаба был назначен Николай Огарков, завоевавший огромное уважение, как в странах Варшавского договора, так и в НАТО (там его прозвали «Грозный солдат» — Formidable Soldier). Их оба отличало прохладное отношение к флоту.

Однако свернуть программу строительства полноценных авианосцев Устинов и Огарков сразу не могли. За создание авианосного флота выступали такие непререкаемые авторитеты как главком ВМФ адмирал Сергей Горшков и министр судостроения Борис Бутома. Противостояние этих двух позиций и определило проекты будущих авианосцев, а также то, что они постоянно откладывались в долгий ящик.

Плод компромисса

В 1977 году работы по проекту 1160 были закрыты. Конструкторам был передан заказ на проект 1153 «большого крейсера с авиационным вооружением». Его водоизмещение снизили до 70 000 тонн, общее количество самолетов (в основном типа Су-27) сократилось до 50 машин. Уже через год закрыли работы и по проекту 1153. Устинов решил сделать упор на строительство недорогих авианесущих кораблей без катапульт под перспективный сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-41.

И все же сторонникам полноценных авианосцев удалось доказать Устинову необходимость строительства кораблей с катапультами и нормальными истребителями для обеспечения ПВО ударных соединений флота. Результаты учений «Запад-81» полностью подтвердили выводы темы «Ордер». Были начаты работы по проекту 11435 (будущий «Кузнецов»), в состав которого должны были войти как «вертикалки» Як-41, так и нормальные самолеты МиГ-29К, Су-25К, Су-27К.

В ходе работ над проектом корабля, который впоследствии получит название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», вносились изменения в сторону упрощения. Ранее на угловой палубе предполагалось установить две катапульты, однако потом от них отказались. Решили установить трамплин, как на британских «недоавианосцах».

Говорят, что отказу от катапульты поспособствовал генеральный конструктор КБ «Сухой» Михаил Симонов, который заверил: его истребители запросто взлетят с трамплина. Они и вправду начали взлетать без катапульты, но только с неполной заправкой баков или облегченной боевой нагрузкой, что сильно урезало их боевой функционал.

В ходе работ ради удешевления отказались от атомной силовой установки в пользу капризной котлотурбинной, из-за которой корабль в море неоднократно терял ход, а накануне рассмешил Запад клубами гари из труб. Но зато на «Кузнецове» установили дорогой противокорабельный ракетный комплекс «Гранит», таким образом, моряки выразили свое неверие в боевые возможности авиагруппы.

В итоге «Кузнецов» оказался плодом трудного компромисса. По такому же проекту должен быть бы построен и его младший брат — ТАвКР «Рига» (с 1990 года «Варяг», с 2012 года китайский «Ляонин»). Впоследствии на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве был заложен уже атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск» с катапультным стартом. Для подготовки летчиков на тренажерном комплексе палубной авиации «НИТКА» в Крыму в 1985 году была установлена действующая паровая катапульта.

Фото: © АТАвКР «Ульяновск». К.Е.Сергеев / CC BY-SA 3.0

Падчерица флота

Так что просуществуй СССР еще хотя бы десятилетие, у отечественного флота при наличии финансов, конечно, появился бы полноценный авианосец «Ульяновск». Тем более, что, как говорят эксперты, технических проблем для строительства современных авианесущих кораблей не было. Были некоторые сложности с созданием многоканальных быстродействующих помехозащищенных систем связи, а также палубных самолетов радиолокационного обзора по типу американского E-2 Hawkeye.

Серьезные проблемы были и есть организационного характера. Летчики сетуют, что авиация для флота остается падчерицей. ВМФ России не до конца понимает, как ее применять. Для сравнения в ВМС США авианосцами и зачастую авианосными ударными группами командуют летчики по квалификации (правда, имеющие базовое морское образование).

Контр-адмирал Юрий Кириллов, который в советские времена командовал операциями против авианосных ударных групп ВМС США уверен, что «авианосец — это организация, доведенная до совершенства».

«Это плавучий аэродром со всем необходимым для боевого применения разнородной группировки авиации, гигантский корабль с многотысячным экипажем, тысячами помещений, многообразием механизмов и систем, призванных работать с точностью часового механизма, пчелиного улья! Представьте себе проблематику одновременного управления многочисленной корабельной авиацией, действующей сразу по нескольким задачам на значительном удалении. Представьте пространственный размах боевых действий, если только хватит воображения!», — отметил адмирал.

Но ВМФ РФ не забыл об авианосном  флоте. Конструкторами разработан проект 23000 перспективного многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» (проект 23000). Время от времен звучат заявления о скором старте его строительства. Время у России пока есть. Помимо владычицы морей Америки, «взрослый» авианосец с атомным реактором и катапультами есть пока только у Франции — R91 Charles de Gaulle, который особых подвигов пока не совершил и также неоднократно становился предметов едких шуток.

Сейчас же Россия строит по-настоящему нужные корабли ближней морской зоны. Пусть они не такие большие и престижные, как авианосцы. Российские дизельные подводные лодки, фрегаты и корветы уже продемонстрировали свою эффективность, нанося удары крылатыми ракетами по позициям боевиков в Сирии, в отличие от своих более крупных собратьев, которые пока только демонстрируют российский флаг на морских просторах. 

Еще по теме
Экс-замначальника Генштаба ВС РФ приговорили к семи годам колонии
Радио «Судного дня» внезапно вышло в эфир
Какие учебные заведения дают отсрочку от армии
Украина потеряла в бою еще один F-16
смотреть все
Читайте также
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Танец выпускников взорвал интернет: Смотреть до конца!
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Муж поднял потенцию за 1 минуту! Использовал этот метод
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Весишь 81? А будешь 51! Похудение для ленивых! Пейте 1 кислую...
Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Девушка из г Колумбус опозорилась на всю Беларусь! Видео ошеломит
Калибруем GPS: как улучшить навигацию на смартфонах Android
Однокомнатная берлога: как спят медведи
«Запорожец»: как устроен первый доступный автомобиль
В объективе 2020 года: самые невероятные фото живой природы
Обсуждение (34)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Правила комментирования
Загрузка картинки
или
11.12.2016 12:26
Кстати, есть предположение, что французские вертолётоносцы "Мистраль", сделка по которым сорвалась по вине французской стороны, планировалось использовать именно в Сирии.
Темнейший готовился к операции заранее?
11.12.2016 12:35
Первый вроде должен был приписан к черноморскому флоту, а второй к северному.
Вертолеты дешевле будет содержать вблизи к боевым действиями - на аэродроме а не в 10 км от берега.
11.12.2016 12:42
Спорить не буду, не эксперт.
Возможно - Вы правы.
11.12.2016 13:04
retriever (ответ для Hardstyle)
А при чём вертолеты? В названии увидели? Мистрали - универсальные десантные корабли. Они могут возить и танки, у них есть доки для перевозки десантных катеров. Они могут быстро перепланировываться под плавающие госпиталя и командые центры управления.
Есть их описание в сети. Их работа - приплыл, увидел, победил. Вертолеты - вершина айсберга.
11.12.2016 15:31
retriever (ответ для retriever)


Большой, красивый и не наш.

На корабле могут одновременно располагаться: 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger; 4 десантные баржи; до 70 боевых машин, в том числе 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк или танковый батальон, включающий 40 танков типа Леклерк[2] и 450 солдат (кратковременно до 900 человек).
11.12.2016 17:06
pirogon (ответ для retriever)
Короче, наши Ми-8 и танки Т-54 там никак... Всё это гамно- идеальная цель для ракеты, типа "Гранит". А с ракетами бороться очень трудно, практически невозможно, лучше и не подставляться.
11.12.2016 16:55
Hardstyle (ответ для retriever)
Я вообще то имел ввиду их как вертолетоносцы а не как : госпиталя и командные центры управления.
P.S. Ты прям кэп )))
11.12.2016 12:43
Так себе предположение.
11.12.2016 13:18
Вы что-ли не следите за военными новостями? Надо читать блог bmpd.жж - он давно освещает эту тему, ещё с самого живого Каддафи.
А Россия начала помогать воевать нашему Асаду задолго до украинского кризиса. Слава Богу, война там уже лет пять идет. А поставки оружия кораблями "Сирийского экспресса" из Новороссийска чуть позже начались.

Но Евросоюз вовремя раскрыл эти коварные планы по наращению десантных сил оперативного реагирования.
И операция "Майдан" с феноменальным успехом их разрушила. Из морского флота, кроме "Мистралей", там у России ещё и собственного производства крейсер новый стоит без украинских двигателей на Севмаше. Импортозамещение его пока затягивается, с нуля движок нарисовать и построить - не быстрый процесс, хотя напрягли КБ и заводы.
Ну, неоднократно писал, как классно под каток попали авиационные стратегические проекты в области опять же десантных войск. Шестьдесят уже заказанных десантых самолетов Ан-70 (а делать их должны были, кстати, в Омске) так никогда и не появятся, поскольку ни США, ни Украина не производят для них комплектующих. Да и есть ведь аналогичный Аэрбас А-400М, зачем ещё сарай городить.
Модернизация и строительство новых десантных Ан-124 сорвана и вряд ли будет продолжена, хоть Ильюшинцы и обещают. Не осилят, мы их знаем как они по 20 лет один самолет проектируют. И причины найдутся веские.
Ну и мелкие проектики закрыли, чо уж их то жалеть - Ан-140, Ан-148 закрыты. По обеим проектам Минобороны в суде пытается отжать деньги у российских же производителей этих самолетов за недопоставленные аппараты. )))
Ну и Украина [сама виновата] срывает контракт за контрактом под радостное улюлюканье донецких и луганских казачков - у бывшего хозяина ещё одна корова сдохла. КБ Антонова заявило о замене 5000 российских комплектующих своих самолетов, что займет немного времени. А бывший глава их КБ уже свалил в Азербайджан, будет там авиапром поднимать. )))
11.12.2016 20:57
В Крыму.
11.12.2016 12:55
Понятно, что обкатка нового , а использование такого тмпа - это для РФ флота новое , до этого корабль просто стоял , всегда сопряжена с проблемами. Причем не только у нас. Другое дело, визг запада итд - тут все же почти холодная война и ничего удивительного. Однако, страны эти немного нечестны. Они очень любят обсасывать какие то сбои чужих, систем но при этом умалчивая про свои. Не демократично это, ведь так все "топят" за правду, а своих "бревен в глазу" не видят...
11.12.2016 23:44
ifhbrjd (ответ для cronus1)
"....обкатка нового..." Обкатка нового?
12.12.2016 00:40
cronus1 (ответ для ifhbrjd)
А что, у нас сверхчасто использовали авианосные соединения? Ты вообще то мысль прочитал или тупо дернул слова из контекста...
12.12.2016 02:29
ifhbrjd (ответ для cronus1)
Так ты пиши "обкатка старья" - и все будет правильно.
12.12.2016 19:54
cronus1 (ответ для ifhbrjd)
Для корабля 30 лет не возраст... Посмотри год создания авианосцев США, удивишься... Там и с 60-х годов есть и ничего, "обкатывают старьё".
12.12.2016 22:54
ifhbrjd (ответ для cronus1)
Самый старый - с 1975 года.
13.12.2016 00:59
cronus1 (ответ для ifhbrjd)
А Кузнецов...?
11.12.2016 13:03
Естественно,в СССР не построил хороший флот,то Россия и подавно не сможет построить,это еще хорошо что сухопутные войска от СССР достались,а то до сих пор бы на конях против танков воевали бы
11.12.2016 13:07
А при чем тут Кузнецов? Это многолетняя политика в России денег нет и нищенские зарплаты. Тут мы просто видим в действии закон "Какая зарплата - такая работа". Путинские топ-менеджеры же авианосцы не делают, они только гребут пот себя львиную долю денег и развлекаются на них. А крайними опять не причастных объявили.
06.01.2017 20:28
tdv1966 (ответ для maximale)
Да и правительство не хило развлекается.Одна перевозка собачек,одного из вице примьеров,на самолёте до места отдыха и обратно чего стоит?Одно и тоже дерьмо у власти уже 16 лет сидит и расставаться с ней не собирается.Дак может ей помочь,хотя бы ценой своей жизни,всё равно терять по сути нечего.
11.12.2016 13:30
Ну сколько этот бред про уменьшенные запас топлива и боевую нагрузку Су-33-го тут озвучивать будут. Су-33 взлетает с палубы в полной нагрузке.
11.12.2016 13:46
Неудач не бывает только у тех, кто ничего не делает. А потери наши минимальные в сравнении с той же американской авиацией, даже объект максимкиного вожделения - фрс, не спасает)
11.12.2016 19:45
maximale (ответ для Kreozot)
Благодаря ФРС у США авианосцев на порядок больше, и совершеннее техника.
Их F35 это вообще супер!
11.12.2016 22:05
Kreozot (ответ для maximale)
Супер, супер) Ты только не волнуйся, иди рукавчики за спиной подтяну)
11.12.2016 14:07
ну есть над чем работать! даже оценка 2 тоже результат, есть куда стремится! на видео "матрос" красавчик прыгает зачётно вот это реакция!
11.12.2016 17:27
Сибнет давно попортил репутацию своей грамматикой и орфографией.
11.12.2016 18:58
Хрюн Моржов (ответ для Beskud)
Точнее с уходом Мутанта.
11.12.2016 23:40
ifhbrjd (ответ для Хрюн Моржов)
Помним, скорбим.
11.12.2016 17:35
А-а-апять СССР виноват - не построил для Путина авианосцы. А за 16 лет правления при ценах на нефть в 4 раза выше, чем при СССР, не судьба была озаботиться? Теперь уже не получится создать ничего великого, армия готова воевать в основном со слабейшими странами.
11.12.2016 19:46
maximale (ответ для ifhbrjd)
Зато какие дворцы и развлечения! Что ему эти авианосцы.
12.12.2016 09:01
Вова Путин не просто опозорил РФ, он показал всю "мощь" Российского МВФ!