Победа новосибирской саблистки Юлии Гавриловой на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро заметно повысила популярность областного «Центра спортивной подготовки по фехтованию», где и побывали корреспонденты Sibnet.ru. Руководитель центра рассказала — как воспитывают чемпионов и насколько эти старания оправданы.
Спортивное фехтование входит в программу всех Олимпийских игр современности. Сам по себе спорт — это система приемов владения ручным холодным оружием во время боя. Цель фехтовальщика в поединке — нанести сопернику определенное количество уколов и не получить их самому. В Новосибирске несколько школ по фехтованию, но именно в государственном автономном учреждении «Центр спортивной подготовки по фехтованию» целенаправленно растят чемпионов.
«Старенький, но родной»
В центре есть два зала: малый и большой. В них, на деревянном полу с потрескавшейся краской занимаются будущие чемпионы. «Зал старенький, но родной», — говорит директор центра Алла Жданова, которая знает историю учреждения от истоков. Она сама в ней занималась, была тренером и сейчас возглавляет спортивную школу.
Ничего особенного в помещении нет, кроме самих учеников, которые расхаживают в масках и с оружием. «Школа небольшая, камерная, так сказать, у нас десять тренеров работает. Все тренеры работают с хорошими результатами. То есть у нас нацеленность такая, не на массовый спорт, а на подготовку спортивного резерва для сборной команды Российской Федерации», — сказала Жданова.
На сегодняшний день в центре занимается 310 человек, начиная от новичков с восьми лет до взрослых спортсменов, возраст которых от 18 до 30 лет. Причем титулованные чемпионы занимаются здесь же, наравне со всеми.
«В олимпийские года фехтование модным становится, особенно когда появляются результаты на Олимпийских играх, тогда становится очень модным видом спорта. А так мы не избалованы большим количеством желающих заниматься фехтованием, хотя проблем с набором у нас никогда не было», — поделилась собеседница.Чтобы начать заниматься фехтованием, не нужно быть миллионером. Это не элитный вид спорта. Само обучение бесплатное, родителям придется потратиться только на обмундирование: костюм, защитную маску и оружие. На начальном этапе, а это около трех лет, затраты на все составят около 10 тысяч рублей. Но деньги потребуются позднее.
«Детей нужно возить на соревнования, у нас проблема, что мы живем очень далеко за Уралом. Весь фехтовальный центр находится в европейской части страны и у нас все затраты уходят на дорогу. Чтобы ребенок попал в сборную Новосибирской области, тут вкладываются родители, конечно. На какие-то турниры департамент спорта дает деньги, но не на все», — уточняет директор центра.
Кровью и потом
Чтобы стать олимпийским чемпионом, у Юлии Гавриловой ушло 17 лет, но это скорее исключение из правил, отмечает Жданова. Вообще, все дети, которые приходят в центр, проявляют себя по-разному, и явный потенциал сложно определить сразу.
«Фехтование такой вид спорта, что может неожиданно как-то ребенок себя проявить. У нас тут все в голове, в смекалке. Может быть маленький и толстенький, и показывать результаты лучше, чем высокий и с длинными руками», — объясняет Алла Александровна.
Подготовка будущих чемпионов делится на этапы. Малыши с восьми лет занимаются так называемой начальной подготовкой. Преодолевшие его — уже среднее звено, работают на тренировочный этапе, который длится четыре года.
Основная масса детей отсеивается именно на тренировочном этапе. «Если мы набираем группу 15-20 человек на первом году обучения, программа рассчитана на 10 лет, к концу программы остается один, два, или три человека. То есть это нормально, но, как правило, это спортсмен высокого уровня, как минимум, мастер спорта или член сборной Российской Федерации», — говорит собеседница.Жданова утверждает, что только сам ребенок, имея желание, может добиться результата, а заставить его никто не сможет. «Одна мама у нас тут такая пришла: "Она (дочка) будет олимпийской чемпионкой". Там уже нездоровые амбиции, скажем так. А потом она (ребенок) бросила и ушла в результате, потому что видимо под давлением мамы ничего хорошего не вышло», — приводит пример директор центра.
Каждое отдельное занятие тоже разбивается на части: разминка, непосредственно фехтование и дополнительные физические упражнения. Во время фехтования ученики работают «под напряжением», то есть, получая укол, спортсмен чувствует минимальный удар током.
Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампочками на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой.
По убеждению директора центра, секрет успешной подготовки чемпионов — в преемственности. В центре по фехтованию до сих пор работает тренер, который был спортсменом из первого набора, то есть который пришел в школу примерно 40 лет назад. Его можно назвать «дедушкой» самых молодых тренеров центра. Если тренер сам прошел эту школу, ему проще достучаться до ребенка и объяснить, как добиться успеха.
Не чемпион, так джентльмен
Фехтование, как утверждают те, кто им занимается, интеллектуальный и благородный вид спорта. Поэтому, если у детей не сложилась спортивная карьера, то пользу от занятий они извлекут все равно. Тренеры с первых занятий прививают ученикам культуру, называя фехтование спортом справедливых и воспитанных.
«Надо отдать должное, дети, понятно, что они разные, они вправду у нас все какие-то культурные, с ними приятно общаться, умненькие такие. Я думаю, что фехтование все же накладывает отпечаток, тем более, что интеллектуальное развитие здесь не последнее место играет», — говорит Жданова.
Более того, на занятиях ведется разносторонняя подготовка. На основной части ученики отрабатывают передвижения в стойках, работу на мишени и с партнером. А в конце урока играют, например, в баскетбол, волейбол, футбол или настольный теннис.
Бояться за детей родителям не стоит — фехтование сложно назвать травмоопасным видом спорта. Современные костюмы и маски полностью исключили все риски проколов. А такие травмы, как подвернутая нога или вывихнутый палец, естественно, случаются, как и в любом другом виде спорта. Но именно с учетом последнего, обязательное условие для приема ребенка в центр фехтования — страхование будущего чемпиона от несчастного случая.
Новосибирск — не заграница
Условия, в которых занимаются спортсмены, далеки от идеала. Но обветшалые залы с переносным оборудованием не пугают ни учеников, ни тренеров. На «Родниках» работает филиал центра спортивной подготовки по фехтованию, там недавно отстроили новенькие залы, но на оборудование денег не хватило. Проект был реализован за счет областного бюджета.
По словам Ждановой, на «Родники» набирают новичков. Там работают два тренера. Переезжать всецело школа туда не хочет, потому что территориально место не очень удобно для учеников. Тем более, что в перспективе новый проект — спорткомплекс на территории СКА в Октябрьском районе. Реализацией проекта будет заниматься Федерация фехтования России. Готов он будет примерно через пять лет.
Директор центра, сравнив новосибирские центры подготовки и зарубежные, вздохнула: «Вот за границей фехтовальные залы другие. Там в пол убирается вся аппаратура, у нас дети все носят… Там все вмонтировано в пол…а у нас дети носят, роняют».
Но собеседница уверена — олимпийские чемпионы как были в Новосибирске, так и будут. А чтобы удержать спортсменов в стенах центра, им назначают «зарплаты». Например, мастер спорта, призер чемпионата России, получает порядка 20 тысяч рублей. Так, хоть и за небольшие гонорары, в школе сохраняется ранее упомянутая преемственность поколений.